Парламентские выборыи в Армении:выбор новой формы правления

Eurasia News

В Армении сегодня, 2 апреля, стартовало голосование на парламентских выборах. В 8.00 по местному времени в стране открылись 2 009 избирательных участков, которые будут работать до 20.00 .

Выборы в Национальное собрание станут первыми после принятия поправок в Конституцию, которые предусматривают переход к парламентской форме правления. Общее число избирателей – более 2,5 миллиона человек. Для прохождения в парламент партиям нужно преодолеть пятипроцентный барьер, блокам – семипроцентный. Порога явки нет.

От исхода голосования будет зависеть не только состав будущего законодательного органа и правительства, но и то, кто станет следующим президентом страны, так как после истечения второго срока полномочий действующего главы государства Сержа Саргсяна в 2018 году президента страны будет избирать Национальное собрание.

Переход от полупрезидентской к парламенской политической системе в Армении, предусматривающей сокращения полномочий президента в пользу премьера и парламента, был одобрен референдумом, который состоялся в декабре 2015 года.

В выборах примут участие правящая Республиканская партия, “Свободные демократы”, “Армянское возрождение”, Армянская революционная федерация Дашнакцутюн и Коммунистическая партия, а также четыре блока – “Елк” (“Исход”), “Царукян”, “Оганян-Раффи-Осканян”, Армянский национальный конгресс – Народная партия Армении (Конгресс-АНК).
За места борются свыше 1,5 тысяч кандидатов. Конституция не оговаривает строго фиксированное число членов парламента, указывается лишь их минимальное количество – 101, еще четыре места будут предоставлены представителям основных национальных меньшинств — езидам, русским, ассирийцам и курдам.

Выборы 2 апреля знаменательны и тем, что они проходят по новой избирательной системе. Депутаты в Национальное собрание будут избираться по пропорциональной системе из общенационального партийного списка, так и из списков кандидатов, представленных партиями в 13 округах страны.
Для того, чтобы попасть в законодательный орган, партии должны преодолеть 5%-й барьер, а партийные альянсы должны набрать не менее 7% голосов.

“Очень много со стороны партий было популизма и обещаний, но от этого невозможно оградиться, когда такое тяжелое социальное положение. То есть был политический тренд, но параллельно политической дискуссии шел другой процесс – обещания финансовой помощи, раздача, были случаи насилия, столкновений, угроз и запугивания избирателей. Это связано с тем, что фактически сохранена мажоритарная система голосования”, – говорит руководитель центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян.

“Главный тренд этих выборов в том, что четко нельзя сказать, кто является оппозицией. Если власть представлена в лице Республиканской партии и Дашнакцутюн, оппозиции в четко выраженном виде нет. Если посмотреть на блоки – там разные лица, и оппозиционные и нейтральные и те, кого мы знали, как провластные. Поэтому и нет четкого разделения на этих выборах власти и оппозиции”, – говорит он.