Крайний запад Украины (Закарпатье) выживает на контрабанде сигарет и водки в Европу

Eurasia News

Эта неделя показала, что Мукачево – это Украина в миниатюре. Стрельба и кровь что там, что в масштабах страны, высветили все те проблемы, которые так старательно прятали. О которых не модно или не патриотично было упоминать.

Вот все сейчас вслух говорят о коррупции, которой в Закарпатье пронизаны и местная власть, и местные силовики. Но ведь на уровне страны, что не так?

Что, мало коррупционных скандалов и в МВД и в правительстве, о которых мы с вами только в этой студии говорили?

После выстрелов в Мукачеве все заговорили об оружии, которым напичкан регион. Но ведь им вся страна напичкана.

И это далеко не первое появление людей с гранатометами далеко в тылу. Или вот контрабанда. Сейчас все признали – да, она масштабная. Но ведь она была всегда, и не только на Западе, но и в других регионах страны.

Но только в Закарпатье есть своя особенность, о которой опять же все знали, но – стыдливо умалчивали.

За счет контрабанды там не только власть имущие живут, но ведь и люди. Для тысяч людей это образ жизни. Алексей Пшемыський об этом расскажет подробнее.

Каждое утро с этого автовокзала из Ужгорода отправляется автобус в Словакию. До границы всего несколько километров. Именно на нем местные возят в Европу водку и сигареты.

Возле автобуса сразу появляется милая бабушка. Таких людей называют “пиджаки” – они все везут на себе. Пять минут и нас берут в оборот.

– Вы везете сигареты ребята. Можете две пачки провезти?

Две пачки и бутылка водки – именно столько один человек может ввезти в Евросоюз.

– Вы из-за границы перевезите просто, а потом отдадите мне.

– А чего вы сами не можете?

– Я могу две пачки, но хотелось бы больше.

Больше людей – больше пачек. Сразу же получаем инструктаж.

– Зайдите на контроль. Работница таможни спросит, есть ли сигареты и водка? Они сразу это спрашивают. Вы скажете, что “есть”.

В последнее время заработок совсем мизерный. Водка подорожала в разы.

– Сколько можно заработает за день?

– 200 гривен. Больше не заработаешь.

Автобус. Граница. И вот мы уже в Словакии. Отдаем сигареты. Чтобы пересечь границу нам потребовалось всего полтора часа. Еще 20 минут доехать до ближайшей автобусной станции. А значит, за день таких ходок можно сделать как минимум 5.

Наша бабушка “пиджак” быстро растворяется в толпе. А мы идем в ближайший магазин узнать, сколько бы могли заработать. За углом сразу же встречаем нашу бабулю “пиджака”. Товар сбывает прямо с рук.

“Конечно, конечно. Надо только им жить, больше никому. Только правительству. Только им надо, а нас тут подушить всех. Мы тут хоть чуть-чуть себе можем помочь чем-то. а они душат это все. Только им надо. Бизнес, сигаретный бизнес. Конечно, когда целую машину везут, то кто возит – они!” – жалуется на жизнь бабушка.

Возвращаемся на Родину. Едем проверить еще один пункт – село Малые Селменцы. Когда-то одно большое село, еще в 1946 году было разделено границей на две части. Тут почти нет вывесок на украинском языке.

Семья Пачинских – бывшие чернобыльцы, сейчас они граждане Словакии. В Украину ходят пешком, чтобы закупаться.

Пункт пропуска расположен прямо посреди села. Так что в Украину всегда можно сбегать за дешевой водкой и сигаретами.

Чтобы найти работу в Евросоюзе, местным жителям не нужны никакие ассоциации с Евросоюзом, достаточно выйти в центр поселка и подойти вот к этому столбу.

К примеру, первое же объявление – работа в Чехии, зарплата 600 евро. Для тех, у кого есть паспорт Евросоюза, зарплата составит уже 1200 евро.

Но есть способ заработать гораздо больше. Едем на конспиративную встречу с контрабандистами. Они скрывают лица не от закона, а от бандитов.

“Я лично возил сигареты микроавтобусом. Стараюсь возить небольшими партиями. Большими рискованно. На одном блоке можно заработать 40 евро. Я не договаривался лично. Прятал в в запаски, и хоть куда.

Есть у нас в области, я вам по секрету скажу, свои заводы с контрабандной продукцией по изготовлению контрабандных сигарет. Кто-то на этом зарабатывает очень страшные деньги.

У них есть свои такие связи на границе, что им разрешается бус целый перегнать, а есть и такие что целую фуру с фуры – я фурами не занимался, слышал примерно 460 тыс. евро они могут заработать на одной фуре.

Есть у нас такой крупный человек, таким занимается, то он возит две фуры в неделю. В месяц 5 млн. долларов один человек может иметь, а объем страшен.

Кроме тоннеля были дельтапланы, то в Виноградовском. По реке Тыса пускали. Бывало просто с пограничниками просто договаривались, они в лесу делали им зеленый коридор и просто на ручной клади по 20 килограмм сигарет – идет колонна 8-10 человек”, – рассказывает о способах контрабанды сигарет местный житель.

Больше всего наш собеседник боится, что именно таких как он теперь поставят к стенке. А фуры под крышей госструктур продолжат спокойной пересекать границу.

“Лучше бы они не боролись, а сделали в государстве условия для жизни, просто-напросто, исключительно мое субъективное мнение. Потому что если бороться, то ничего не изменится. Это многомиллиардный бизнес и в нем заинтересованы многие”, – рассказывает местный житель.

Граница с Румынией. Село Диброва, или Нижняя Апша. Едем по селу. Видим повсюду гигантские дома и настоящие дворцы на 20-30 комнат. Золото на заборах и дорогие машины. Именно тут, как считают многие, и находятся те самые подпольные заводы контрабандистов.

Местный козопас Иван Алэксендру знает, на каком фундаменте стоят эти дома.

“Смотри, какие дома. Большинство на спирте. Очереди стояли. В колодце так вычерпывали воду, что не хватало даже”, – рассказывает Иван Алэксендру.

Водкой единой здесь живы уже много лет.

“Вот идет 20-тонная цистерна. Спереди провожает милицией и сзади тоже, и сворачивает в Диброву. Оно законно? И никого не посадили, поймали, и сяк и так, откупились”, – рассказывает Иван Алэксендру.

А главное, до границы тут рукой подать. 5 минут пешком и оказываемся у самого берега. И государственную границу тут гордо охраняет вот этот одинокий столб.