Сеймур Мамедов
Разница во времени между началом Первой и Второй мировой войнах составляет всего 25 лет, а сколько времени прошло с окончания Второй мировой войны по сегодняшний день? Всего 75 лет. В мае исполнилось столько лет со дня победы над фашизмом. Интересно, почему за такой длительный период времени не произошло Третьей мировой войны? Ответ прост: ядерное оружие. Именно после 1945 года – окончания Второй мировой войны крупные страны земного шара провели первые испытания ядерного оружия. Единственной страной, применившей ядерную бомбу во время Второй мировой войны, являются только США.
После обретения Россией, Китаем, Францией, Великобританией, Индией и Пакистаном собственного ядерного оружия международный баланс сил резко изменился, причем не в пользу США. После Второй мировой войны американцы мобилизовали все свои ресурсы для того, чтобы уничтожить коммунизм, и в 1991 году с распадом СССР они наконец-то достигли поставленной цели. После краха советского союза установился однополярный мир, и пока Запад пребывал в спячке, стремительно рос Китай как с экономической, так и с технологической точек зрения.
Почему Запад упустил возможность предвидеть рост Китая? Какие факторы на это повлияли? Первый фактор – это Холодная война. Второй фактор – развязанная Бушем-младшим война с международным терроризмом в Ираке, Афганистане и в других местах Ближнего Востока из-за событий 11 сентября 2001 года в США. Вот эти два главных фактора затуманили взор Запада. И только с 2016 года, когда уже к власти пришел Дональд Трамп, США развернули открытую идеологическую, политическую и медийную конфронтацию с Китаем. Это давление на Huawei, торговая война, обвинение Китая в преднамеренном сокрытии информации о COVİD-19, законопроект о санкциях против Китая под названием «Ответственность за COVID-19, антикитайский акт о правах человека в Синьцзяне и т.д.
Однако американцам использование собственных ресурсов для сдерживания роста Китая показалось мало, поэтому они решили заручиться поддержкой стран своих союзников и партнеров, мобилизовав тем самым их идеологические и информационные ресурсы в борьбе с Китаем. Это многомиллиардные иски стран-союзников США против Китая якобы по причине «распространения коронавируса», а также широкомасштабная пропаганда об опасности технологий 5G для здоровья человека в Великобритания и в других странах. Чем все это закончится, конечно, трудно предположить. Но ясно одно: давление Запада на Китай растет в геометрической прогрессии, антикитайская риторика продолжает ужесточаться, чего не наблюдалось с 1972 года, после визита Никсона в Китай.
К сожалению, в современном мире, даже в мире с наличием ядерного оружия, который служит панецеем от всех бед, в первую очередь, от войны, довлеет закон джунглей. Сильные уничтожают слабых, либо превращают их в зависимые от себя образования, не поднимающие голоса без команды сюзерена.
Следует подчеркнуть, что Китай – государство мирное и никогда ни на кого не нападавшее. На протяжении всей своей истории китайский народ только оборонялся. И сегодня ничего не изменилось. Китай не собирается воевать, у него нет никаких планов насчет территорий соседей, он хочет только одного – спокойно развиваться в интересах собственных и в интересах всего мира. Гегемония США и доллара очень дорого обходится мировой экономике, расширение же экономической деятельности КНР, наоборот, дает новые возможности.
Соединенные штаты ежечасно дают понять, что не намерены терпеть усиления КНР и такой конкурент им не нужен. Осознавая преимущества Китая, Вашингтон ведет войну с Пекином, которая на фоне пандемии и мирового кризиса перешла в открытую форму. В связи с этим встает вопрос: не следует ли Китаю увеличить количество ядерных боеголовок?
Учитывая довлеющее в мировой политике право силы, Китай был вынужден в начале 60-х заняться разработкой ядерного оружия и стал четвертой ядерной державой в мире. Американцев уже не одно десятилетие остро интересует вопрос – сколько ядерных боеголовок у китайцев. В 2011 году Китай опубликовал «Белую книгу» министерства обороны, в которой подтверждалось, что КНР проводит политику поддержания ядерного потенциала на минимально необходимом уровне и неприменения ядерного оружия первым. В связи с тем, что Китай не участвует в договорах о контроле над вооружениями, американская разведка пытается выяснить точные характеристики китайского ядерного потенциала. Того, что китайская сторона не ударит первой, Вашингтону недостаточно, он хочет знать, на какой ответ стоит рассчитывать, если давление на Пекин перейдет все допустимые границы. Сомнения заставляют противников Китая держаться на расстоянии.
А насколько реально применение США военной силы? Не исключая такого варианта в принципе, можно все же констатировать, что это было бы безумием, потому что Китай – это не Ирак и не Сирия. Очень сложно будет получить международное одобрение своей агрессии, создать коалицию и заставить мир считать американцев спасителями. А самое главное – у китайцев есть ядерное оружие.
Нужно ли Китаю продолжать наращивать ядерный потенциал? Вероятно – да. Зная характер противника, стоит быть готовыми к любому развитию событий. Пекину необходимо и дальше укреплять свои позиции. Это объективная необходимость. Не для войны. А для того, чтобы противник продолжал держаться на расстоянии.
Со своей стороны в последнюю пару лет Китай сделал немало шагов навстречу Соединенным Штатам, в том числе односторонних, снизив пошлины на американскую продукцию. В январе этого года Президент США Дональд Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ подписали частичное торговое соглашение, которое было расценено как знак примирения. К сожалению, этот мир продержался недолго, потому что американцы оказались к нему не готовы.
Экономическое давление на Китай не дало и не даст результатов – в этом американцы смогли убедиться еще до пандемии. Нынешние же финансовые и прочие угрозы могут обернуться против самой Америки. Так, Китай может начать продавать ценные бумаги США (которых у него на 1,1 триллион) и обвалить доллар. Так что у Пекина тоже имеется сильное оружие против американских угроз.
Китай обладает огромным интеллектуальным, научным и человеческим потенциалом. Врожденное трудолюбие китайского народа толкает эту страну вперед по пути прогресса. Хочет того Вашингтон или нет, но фактор КНР в мире будет усиливаться, и двум мировым державам лучше дружить и торговать ко всеобщей выгоде. А угрожать и строить планы против Китая бессмысленно – ему всегда найдется, чем ответить.