В своей речи во время первого визита в Польшу Франциск I акцентировал необходимость налаживания исторической памяти поляков, выразил уважение к Церкви в Польше по инициативе относительно польско-немецкого и польско-российского примирения.
В Польше Папа Франциск говорил о взаимопонимании поляков с немцами и россиянами
В день своего прибытия на ВДМ-2016 на Вавельском замке, Папа Франциск призвал к готовности принимать людей, бегущих от войн и голода.
Об этом сообщает издание Credo.
Далее IPress.ua приводит полный текст речи Папы во время встречи на Вавеле.
Господин президент, уважаемые представители властей, уважаемые члены дипломатического корпуса, ректоры, уважаемые господа.
С уважением поздравляю господина президента и благодарю его за великодушный прием и милые слова. С радостью поздравляю достойных членов правительства и парламента, ректоров высших учебных заведений, представителей региональных и городских властей, а также членов дипломатического корпуса и других присутствующих представителей власти.
Я впервые посещаю Центрально-Восточную Европу и радуюсь, что начинаю из Польши, чьим сыном был незабываемый св. Иоанн Павел II, инициатор и промотор Всемирных дней молодежи. Он любил говорить о Европе, что она дышит двумя своими легкими: мечта о новом европейском гуманизме, оживленная творческим и гармоничным духом этих двух легких, и общая культура, которая находит в христианстве свои самые солидные корни.
Характерная черта польского народа – память. Я всегда находился под впечатлением живого исторического чутья папы Иоанна Павла II. Когда он говорил о народах, то выходил из их истории, чтобы подчеркнуть их сокровища гуманизма и духовности. Осознание подлинности, свободное от мании превосходства, необходимо для организации национального сообщества на основании его гуманистического наследия, общественной, политической, экономической и религиозной, чтобы вдохновлять общество и культуру, сохранять их верными традициям и одновременно открытыми к восстановлению и к будущему. В этой перспективе вы недавно отмечали 1050-летие Крещения Польши. Это была несомненно важное событие национального единства, которая подтвердила, что согласие, несмотря на различие во взглядах, составляет надежный путь к постижению общего блага целого польского народа.
Также плодотворное сотрудничество на международной плоскости и взаимоуважение созревают благодаря осознанию и уважению подлинности, своей и других. Диалог невозможен, если каждый не получается от своей подлинности. В повседневной жизни каждого человека, подобно как и каждого общества, существуют, однако, два вида памяти: хорошая и плохая, положительная и отрицательная. Хорошей памятью будет та, которую Библия нам показывает в Magnificat, Песни Марии, прославляет Господа и Его дело спасения. Зато отрицательная память – это та, которая навязчиво сосредоточивает взгляды ума и сердца на злые, в частности потому, что другие совершили. Несмотря на вашу новую историю, я благодарю Бога, что вы способны сделать так, чтобы преобладала хорошая память: например, отмечая 50-летие взаимно дарованного и принятого прощения между польским и немецким епископатами после Второй мировой войны. Инициатива, которая сначала касалась церковных общин, начала необратимый общественный, политический, культурный и религиозный процесс, изменяя историю отношений между двумя народами. По этому случаю вспомним также совместную декларацию между Католической Церковью в Польше и Православной Церковью Московского патриархата: это акт, который положил начало процессу сближения и братства не только между двумя Церквами, но также между двумя народами.
Таким образом благородный польский народ показывает, как можно развивать хорошую память и покинуть ту, что плохая. Для этого непременно нужны крепкая надежда и доверие к Тому, кто управляет судьбами народов, открывает запертые двери, изменяет трудности в шансы и создает новые сценарии там, где это казалось невозможным. Именно об этом свидетельствует исторический опыт Польши: после бурь и тьмы ваш народ, найдя свое достоинство, мог петь, подобно иудеям, возвращавшихся из Вавилона: «Словно сон мы видели, так было с нами. Уста наши исполнились смеха, и радости – язык наш »(Пс 126, 1-2). Осознание пройденного пути и радость от достижения цели дают силу и внутреннее спокойствие, чтобы ответить на вызовы текущего момента, которые требуют отваги, правды и постоянного нравственного усилия, чтобы процессы решения и действия, а также человеческие отношения всегда уважали достоинство личности. Это охватывает каждый вид деятельности: в частности, экономику, отношение к окружающей среде и способ управления сложным явлением миграции.
Это последний вопрос требует, кроме всего, мудрости и милосердия, чтобы преодолеть страхи и совершить величайшее добро. Нужно идентифицировать причины эмиграции из Польши, облегчая возвращение тем, кто желает вернуться. В то же время нужна готовность принять людей, которые бегут от войн и голода; солидарность с теми, кто лишен своих основных прав, в частности права на свободное и безопасное признание своей веры. При этом нужно стараться о сотрудничестве и координации на международном уровне, чтобы найти решение конфликтов и войн, которые заставляют многих покидать свои дома и родину. Следовательно, речь идет о сделанном всем, что в наших силах, чтобы облегчить их страдания, неустанно, разумно и постоянно работая на благо справедливости и мира, свидетельствуя конкретными фактами о гуманистических и христианских ценностях.
Я призываю польский народ, чтобы в свете своей тысячелетней истории смотрел с надеждой в будущее и на проблемы, с которыми должен бороться. Такая позиция способствует климату уважения между всеми средами в обществе и конструктивному диалогу между различными состояниями; кроме того, она создает лучшие условия для гражданского, экономического, но и даже демографического развития, порождая доверие к возможности заверить хорошее будущее своим детям. Они не будут вынуждены исключительно бороться с проблемами, но радоваться красоте природы, благу, которое мы будем уметь создавать и распространять, надежды, которую мы сможем им дать. Общественная политика в отношении семьи, первой и основополагающей ячейки общества, направленная на поддержку тех, что слабые и убогие, помогая им в ответственном принятии жизни, станет таким образом более действенной. Жизнь должна быть всегда принятой и хранимой – от зачатия до естественной смерти, и все мы призваны ее уважать и заботиться о ней. С другой стороны, в задачи государства, Церкви и общества входит сопровождение и конкретная помощь всем, кто находится в ситуации серьезных трудностей, чтобы ребенок никогда не была воспринята как бремя, а только как дар, а люди слабые и бедные никогда не были предоставлены сами себя.
Господин президент,
польский народ может рассчитывать, как это всегда было в его долгой истории, на поддержку Католической Церкви, чтобы в свете христианских принципов, которые ее вдохновляют и которые сформировали историю и аутентичность Польши, он мог в изменившихся исторических условиях развиваться на своем пути, верный своим лучшим традициям и полон доверия и надежды, также и в тяжелые моменты.
Еще раз благодаря вам, желаю Вам и всем здесь присутствующим спокойного и плодотворного служения ради общего блага.
Пусть Матерь Божья Ченстоховская благословляет и хранит Польшу.