В Великобритании обнародованы итоги так называемого публичного расследования смерти бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко. Он умер от отравления радиоактивным полонием в 2006-м. И вот теперь следствие обвинило в убийстве россиян Дмитрия Ковтуна и Андрея Лугового. Правда, так и не выяснив ни происхождение полония, ни мотивы тех, кого обвиняют. Зато — уже в традиционном для Лондона духе — заявив, что преступление вероятно спланировали российские власти. Кремль, кстати, уже отреагировал. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, предположения и допущения, которыми изобилует доклад, не позволяют вообще считать его вердиктом.
Результатом разбирательства, которое проводилось в Великобритании, стал этот 300-страничный доклад, который председатель расследования, сэр Роберт Оуэн, направил сегодня в британский парламент. Главный вывод неожиданностью не стал. Оуэн считает, что Литвиненко отравили Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Собственно говоря, это точка зрения Скотланд Ярда, которой и до его расследования придерживались в Лондоне. Но, самое интересное, это выводы, напрямую связанные с политикой: о том, причастно ли к смерти Литвиненко российское государство, на чем настаивали здесь ставшие уже записными критики Москвы.
Сэр Оуэн в своем докладе утверждает, что у него достаточно оснований полагать, что Россия несет за это ответственность. А дальше следуют уже одни “возможно”. “Я прихожу к выводу, что с высокой вероятностью Луговой отравил Литвиненко по указанию ФСБ”, — говорит Оуэн. Эти серьезные обвинения Оуэн выдвигает на основании неких секретных материалов, которые нельзя публиковать. Это разбирательство называется “публичным расследованием”, но публичного в нем, собственно, одно название. Значительная часть слушаний проводилась в закрытом режиме, на котором давали показания сотрудники британских спецслужб.
Изначально, обстоятельства смерти Литвиненко в Англии должен был установить коронерский суд, в котором участвовали и представители Российской Федерации. Но от суда в Лондоне отказались, ссылаясь опять же на некие секретные документы, которые обнародовать нельзя. В итоге — суд подменили разбирательством, в котором со стороны России, где по этому делу проводилось расследование, никто участие уже не принимал. Отказались давать свои показания и главные обвиняемые — Луговой и Ковтун. Зато выступил давний соратник Березовского Александр Гольдфарб, который еще до смерти Литвиненко развернул кампанию с обвинениями в адрес руководства России, и еще перебежчик Юрий Швец.
Согласно правилам судебного разбирательства, показания Голдфарба и господина Швеца не могут быть использованы как доказательства”, — заявили в Лондоне. Иными словами, то, что нельзя предъявить никакому суду, для расследования вполне сгодилось, плюс еще гипотетическое мнение оксфордского профессора по фамилии Сервис, который, по словам Оуэна, и есть настоящий независимый эксперт. Он занимается тем, что преподает русскую историю. И ни слова о том, что за время этого процесса при загадочных обстоятельствах скончались два важных свидетеля: беглый олигарх Борис Березовский и некий Дэвид Уэст, владелец клуба “Барракуда”, который посещал Литвиненко за два дня до встречи с Луговым, и где были обнаружены следы полония.
Нет анализа роли британских спецслужб: связаны они или нет со смертью Литвиненко. Хотя известно, что он был ими завербован в Лондоне. Вдова Литвиненко теперь требует от британского правительства принять меры в отношении России. В кабинете министров Великобритании доклад получили еще два дня назад. По этому поводу там проводилось отдельное совещание, и министр внутренних дел Тереза Мэй сегодня выступила со своим заявилением. “Я подтверждаю вам, что европейский ордер на арест Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна по-прежнему в силе, и оба они будут арестованы, если выедут за рубеж, — заявила она. — Следуя выводам, которые представлены в докладе, правительство предпримет дополнительные меры, и казачейство заморозит активы подозреваемых”.
Таким образом, расследование гибели Литвиненко фактически вернулось к тому, с чего и начиналось чуть больше 9 лет назад — обвинений в адрес России. В британском МИДе грозят осложнениями в отношениях с Москвой и вызывали российского посла Александра Яковенко. Он, естественно, прокомментировал опубликованный доклад. “Для нас абсолютно недопустима постановка вопроса о том, что российское государство было каким-либо образом причастно к смерти Литвиненко. Эта грубая провокация британских властей не может не нанести ущерба нашим двусторонним отношениям”, — заявил Яковенко.