В ночь с 27 на 28 февраля российский оппозиционный политик и Борис Немцов был застрелен четырьмя выстрелами в упор в центре Москвы, недалеко от Кремля.
За три часа до убийства Немцов был в эфире Эха Москвы и призывал идти на марш “Весна” – антивоенную акцию российской оппозиции, запланированную в столице РФ первого марта.
Ниже – первые мнения и оценки последствий убийства российского политика:
Глава Госдепа США Джон Керри: “Я был шокирован и расстроен, когда узнал о грубом убийстве бывшего вице-премьер-министра России Бориса Немцова в центре Москвы… “. (Укринформ).
Писатель Борис Акунин (Чхартишвили): “Один из самых живых людей, кого мне доводилось видеть. И самых бесстрашных. Добрая память. А вы, будьте прокляты, вурдалаки”. (Facebook).
Ирина Хакамада: “Дикая провокация, беспредел. Накануне марша весна. Сродни терроризму”. (Twitter).
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков: “Мы знаем, что он был с девушкой, мы будем ждать результатов расследования официальных органов, чтобы прояснить роль этой девушки”. (РИА Новости).
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд: “Я шокирован убийством оппозиционного лидера Бориса Немцова. Виновные должны понести наказание”. (Twitter)
Российский предприниматель и политик Константин Боровой: “Убит Борис Немцов. Нет сомнения, что это эхо войны в Украине… Главный мотив убийства – страх преступников, что обязательно придется отвечать за свои преступления. Заигрывание с национализмом и с националистами, неважно, занимается ли этим власть или оппозиция – игра с огнем. К сожалению, этот трагический случай только начало гражданской войны, которую начал Путин, пытаясь сохранить собственную власть. Не важно, кто стрелял, не важно, найдут их или нет. Имя убийцы – Владимир Путин, который натравливал одних граждан России на других”. (Facebook)
Российский оппозиционный политик, экс-премьер РФ Михаил Касьянов убежден, что убийство Немцова носит политический характер. “Таким образом Борис заплатил за многие годы борьбы ради свободной демократической России”, – рассказал он в интервью The Telegraph.
Либеральный российский политик, историк Владимир Рыжков: “Я абсолютно шокирован. Это первый случай политического убийства за многие годы, убийства политика федерального масштаба. Мы отвыкли от политических убийств. Экстраординарное, шокирующее событие. Все это происходит на фоне “антимайданов”, тренировочных лагерей для противников оппозиции, на фоне легализации фашистского термина “пятая колонна”. У меня нет никаких конкретных версий произошедшего. Политическую ответственность за произошедшее несет власть”. (Meduza)
Политтехнолог Глеб Павловский: “Тот, кто едет – не куда-то, а на Красную площадь, убивать бывшего члена правительства РФ, лицо оппозиции – под фонарем и видеокамерами у стен Кремля, которых там сотни натыканы – проводит политическую демонстрацию. Это обращение к стране и к власти, не слабей президентского обращения. Не услышать его и не ответить на него – будет себе дороже”. (Meduza)
Российский политолог Андрей Пионтковский сообщил изданию Фокус, что связывает убийство с оппозиционным Маршем мира, намеченным на 1 марта. “Задача Путина – запугать оппозицию, а возможно, во время этого марша спровоцировать массовые беспорядки и расправы над лидерами оппозиции. Но я думаю, скорее всего, власти запретят этот марш. В стране несколько десятков политзаключенных, не секрет, что у ФСБ есть списки нескольких тысяч человек, которые должны быть превентивно арестованы… Мне много раз говорили, что сравнивать Гитлера и Путина некорректно, но мы переходим к фашизму во внутренней политике. Угроза для оппозиционеров всегда присутствовала, но это знаковое, демонстративное убийство, это начало большого террора нашего 1937 года”, – считает Пионтковский.
Михеил Саакашвили, глава Совещательного международного совета реформ при президенте Украины, экс-президент Грузии: “Я встретил Бориса Немцова в последний раз несколько дней тому назад в Киеве, в отеле Фермонт. Мы пообедали и он рассказал мне про марш, который он с соратниками планировал провести в Москве. Совершенно естествннo, я спросил его, не боится ли он за свою безопасность в России, особенно сейчас. Он ответил, что Путин живет по понятиям и его, как бывшее должностное лицо, вряд ли посадят надолго… После мы еще долго говорили о том, как закончит Путин и оба согласились, что в его поведении много параллелей с Милошевичем, которого война сделала популярным и она же его погубила. Сегодня я сразу же вспомнил, что при Милошевиче также убивали оппозиционеров”. (Facebook)
Даля Грибаускайте, президент Литвы: “Убийство Бориса Немцова означает, что Россия проваливается в мрак террора против своих собственных граждан” (Twitter)
Слава Рабинович, бизнесмен: “Мы возвратились ко временам Сталина и Берии. Ко временам прокурора Вышинского. К Гулагу. К расстрелам НКВД… Это – чудовищное заказное убийство. Оно совершено злодеями, по заказу злодеев…”. (Facebook)
Российский политтехнолог Марат Гельман: “Интересно, будут ли судить пропагандонов, составлявших разные расстрельные списки? Обьявлявших 5 колонну “вне закона”?.. Вызовут ли как подозреваемых лидеров “Антимайдана”?” (Facebook)
Гарри Каспаров, российский оппозиционный деятель: “Безумие – рассуждать, что может “означать” это убийство, когда все и так ясно. Оппонируй Путину – и твоя жизнь не будет стоить ломаного гроша” (Twitter)
The Washington Post приводит в своей статье слова Станислава Белковского, российского политтехнолога: “Борис Немцов, в отличие от других политиков РФ, был честным. Это здесь большая редкость”. Белковский считает, что убийство стало закономерным продолжением событий прошлого года, когда “Кремль выпустил зло наружу”.
При этом в интервью “Эху Москвы” Белковский заявил, что сомневается, что это убийство прямо служит интересам Путина, пишет Fox News. “Здесь сыграла свою роль атмосфера ненависти, которая сложилась в течение прошлого года, с момента аннексии Крыма”, – полагает он.
Соратник Немцова Владимир Милов считает, что это убийство не будет последним для российской оппозиции. “Это нечто новое, но, как ни грустно, оно получит продолжение. Потому что такова российская реальность теперь”, – отмечает Милов.
Майкл Вайс, обозреватель Foreign Policy, главный редактор The Interpreter: “Имя врагам Немцова – легион. Он следил за Якуниным и другими парнями из Питера. Он бывший кремлевский инсайдер…”. (Twitter)
Олаф Кунс, корреспондент голлансдкого телеканала RTL: “Борис Немцов был острым и известным критиком Владимира Путина. Времена становятся все темней”. (Twitter)
Марк Адоманис, обозреватель американського Forbes: “Масса версий убийства, и все – от ужасных до чудовищных”. (Twitter)
Дэвид Клион, редактор World Politics Review: “Убийство Немцова (скорей всего) означает следующее: если у вас есть малейшие оппозиционные симпатии, убирайтесь из России”. (Twitter)
Леонид Бершидский, колумнист Bloomberg: “Смерть бывает подтверждением тому, что мы говорили при жизни. Борис, ты был прав”. (Twitter)
Bloomberg цитирует Илью Яшина, который сообщил, что перед смертью Борис Немцов работал над “докладом о руководителе РФ Владимире Путине и участии России в конфликте в Украине”.
Журналист Associated Press Дмитрий Закс указывает: подконтрольные Кремлю телеканалы поспешили сообщить, что Немцов был застрелен, когда прогуливался с “молодой женщиной из Киева”.