16 сентября в Братиславе открывается неформальный саммит Евросоюза, на котором лидеры стран ЕС впервые соберутся без британского премьера и попытаются решить, что нужно менять в политике союза после решения британцев уйти.
На саммите в столице Словакии не планируется принимать какие-либо решения или подписывать документы – как объясняют чиновники ЕС, этот слет будет больше похож на “мозговой штурм” и обмен мнениями за закрытыми дверями.
“Мы не очень многого ждем. Лидеры попытаются продемонстрировать единство, показать, что и в количестве 27 стран мы способны действовать, у нас есть будущее, мы не парализованы, мы вместе идем вперед. Это было бы уже достижением”, – цитирует неназванного представителя ЕС издание EUObserver.
Председатель Европейского совета Дональд Туск в начале сентября сказал, что в Братиславе лидеры стран ЕС, не избегая обсуждения даже самых конфликтных тем, должны, тем не менее, возродить “чувство политического единства”.
“В сегодняшнем окружающем Европу мире, который несет нам больше угроз, чем возможностей, нам больше, чем прежде, необходимо это чувство политического единства”, – сказал Туск.
Борьба с разочарованием
Перед братиславским саммитом Туск посетил многие страны Евросоюза, выясняя позиции их лидеров и пытаясь согласовать их. Такую же череду визитов параллельно с Туском совершила и канцлер Германии Ангела Меркель.
Единства среди лидеров разных стран ЕС сейчас не хватает – хотя, с другой стороны, и о каком-то непреодолимом расколе говорить не приходится.
Ведущие политики Евросоюза в целом согласны, что греческий кризис, кризис с беженцами и некоторые другие явления разочаровали в политике Брюсселя и идее все более тесной интеграции довольно большое число граждан ЕС и результат британского референдума стал одним из проявлений этого разочарования.
Но мнения, как исправлять положение, у лидеров разных стран расходятся. Одни предлагают с новыми силами приступить к углублению интеграции и превращению ЕС в супергосударство, другие призывают забыть о супергосударстве, четко очертить полномочия центральных органов ЕС и заняться исключительно развитием экономики.
Роберт Фицо, Беата Шидло, Богуслав Соботка и Виктор ОрбанImage copyrightGETTY IMAGES
Image caption
Премьер-министры Словакии, Польши, Чехии и Венгрии (слева направо) Роберт Фицо, Беата Шидло, Богуслав Соботка и Виктор Орбан говорят, что у них есть “рецепт для Евросоюза”
К сторонникам урезания полномочий наднациональных органов ЕС относятся премьер-министры “Вышеградской группы” – Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. 6 сентября они посовещались и пообещали выступить на братиславскомм саммите с совместным проектом реформы ЕС.
“Вышеградская группа имеет огромный потенциал и рецепт для ЕС. Евросоюз нуждается в реформах, которые приблизили бы его к его гражданам”, – сказала после встречи премьер-министр Польши Беата Шидло, но какие это должны быть реформы, не разъяснила.
Венгерский премьер Виктор Орбан добавил, что “”брексит” дал Евросоюзу шанс исправить ошибки”.
Эта четверка обещала выступить с совместным предложением и на саммите Евросоюза 28-29 июня, сразу после британского референдума, но выступила ли и какова была реакция, – участники саммита прессе не рассказали.
В Братиславе же, как предполагают специализирующиеся на ЕС обозреватели, лидеры стран союза обсудят прежде всего всё то, что связано – в реальности или в представлении обывателей – с наплывом иммигрантов: борьбу с преступностью, с терроризмом, организацию совместной охраны внешних границ ЕС.
Оборонный союз
Как предполагает европейская пресса, на встрече в верхах зайдет речь о предложении Франции и Германии об укреплении военного сотрудничества стран ЕС.
Как узнали французская газета Figaro и немецкая Sueddeutsche Zeitung, министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен и ее французский коллега Жан-Ив Ле Дриан 11 сентября передали свои совместные предложения внешнеполитической службе ЕС.
Пресса часто называет такие инициативы предложениями о создании “европейской армии” или отдельного от НАТО военного союза, но на деле масштаб этих инициатив пока много скромнее.
Министры предлагают создание постоянного штаба европейских военных операций, преобразование формально существующих европейских многонациональных батальонов в реально боеготовые подразделения, а также формирование структуры, которая координировала бы использование военно-транспортной авиации и обмен спутниковыми данными.
Кроме того, французский и немецкий министры предлагают сформировать специальный общий бюджет ЕС, деньги из которого пойдут на военные исследования.
Единство Парижа и Берлина
Ранее, сразу после британского референдума, с предложениями, в частности, об укреплении оборонного сотрудничества стран ЕС выступили министры иностранных дел Германии и Франции.
Британия всегда противилась предложениям о военном сотрудничестве в рамках ЕС, в которых она видела попытки подменить структуры НАТО.
“Учитывая решение Соединенного Королевства покинуть ЕС, отныне мы должны действовать как союз 27 стран”, – цитировали газеты письмо немецкого и французского министров.
Франция намерена обсудить с другими странами в Братиславе и судьбу договора о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве (ТТИП) – нового договора о свободной торговле между США и ЕС. В конце августа министр торговли, а вслед за ним и президент Франции сказали, что переговоры об этом соглашении зашли в тупик, и Франция на сентябрьском саммите призовет официально их прекратить.
Днями ранее о провале переговоров заявил и немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль.
Официальная позиция ЕС относительно этих переговоров пока состоит в том, что они продолжаются и должны успешно завершиться к концу 2016 года.