Отставка министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса и его громкие обвинения в адрес депутата и бизнес-партнера президента Игоря Кононенко уже несколько дней не покидают информпространство. С каждым днем скандал набирает все новые обороты. С просьбой не покидать свой пост к Абромавичуса обратились все, кто мог – от президента – до МВФ. Но он пока остается единственным, кто не соглашается отзывать свое заявление об отставке, пока не будет выполнен ряд требований для перезагрузки системы госуправления, а также даны гарантии невмешательства в деятельность правительства со стороны Администрации главы государства и парламента. В то время как его коллеги министры вчера неожиданно отказались от намерений идти в отставку. При каких условиях, и с каким премьером готов работать Абромавичус, о своем разговоре с Петром Порошенко, перспективах дела Кононенко в НАБУ и своем политическом будущем – в интервью РБК-Украина.
РБК-Украина: Вчера большую часть дня премьер-министр Арсений Яценюк вел переговоры с вами и министрами, которые до вас, но не так эффектно, написали заявления об отставке. В результате вечером на экстренном заседании правительства министры отозвали свои заявления, кроме вас. Почему?
Айварас Абромавичус: Президент и премьер начали переубеждать министров вернуться, так как сложный сейчас период для страны. А также уговаривали остаться и моих заместителей. Чтобы не было передергиваний и эмоционального напряжения, я решил приехать и посмотреть, что происходит на самом деле. В итоге в Кабинете министров был предложен некий список, при выполнении которого можно было бы продолжить работу. Список состоит из требований к правительству, Администрации президента и парламенту.
Айварас Абромавичус: Я думаю, что этого списка полностью еще нигде нет. Он обсуждается и такие списки за один час не делаются, потому что главное в нем – не требования, а как его имплементировать и гарантировать, и в какие сроки это делать. Поэтому, исходя из разного рода прошлых договоренностей, которые имеют тенденцию не соблюдаться, можно сказать: раз есть виртуальный список, значит, забываем о том, что было в последнее время, и двигаемся дальше, как ни в чем ни бывало. Но я же понимаю, что так нельзя. Все министры, в том числе и премьер-министр, признали, что это – холодный душ. И все признали, что мы реально находимся или в двух шагах от провала, или в двух шагах от прорыва. Поэтому давайте воспользуемся этой ситуацией и будем реально что-то менять. На Кабмине министрами были озвучены лишь обрывки из этого списка требований. Я предлагал его серьезно расширить, добавить конкретные имена и обсуждать его.
РБК-Украина: Что конкретно предлагали вы? Чьи имена должны были оказаться в списке?
Айварас Абромавичус: Я предлагал много чего. Во-первых, чтобы Кононенко (Игорь Кононенко, депутат, экс-первый замглавы фракции БПП, – ред.) вышел из политики. Во-вторых, говорил об отставке Шокина (Виктор Шокин,генпрокурор, – ред). То есть, по максимуму использовать эту возможность и перезагрузить систему. Если нет доверия, то давайте его менять. Также шел разговор о повышении зарплат госслужащим. Мы же когда пришли в первый день на работу, нам обещали, что через полгода будет фонд дополнительных зарплат. Ничего этого и близко нет. Также мы говорили о более четком разделении полномочий президента и Кабмина, потому что сейчас Администрация президента очень сильно пытается влиять на процессы в правительстве. Это не совсем правильно. Речь шла и о препятствовании влиянию депутатов на работу министров.
РБК-Украина: То есть, вы не отозвали свое заявление об отставке, потому что не получили конкретных гарантий?
Айварас Абромавичус: Это раз. Я считаю, что нужно воспользоваться возможностью и все-таки более серьезно расширить список. Это не только переназначение 30 руководителей госкомпаний. Я сказал, что только технократический подход может поднять страну на другой уровень. В технократическом правительстве должен быть премьер-министр – технократ. Я предложил кандидатуру Натальи Яресько (министр финансов, – ред).