ДНД – 29 апреля 2020 года
КАБУЛ: Спустя два месяца после того, как США и талибы подписали соглашение, которое Вашингтон объявил способом прекращения войны в Афганистане, насилие выходит из-под контроля, и эксперты утверждают, что хрупкий мирный процесс может потерпеть крах.
Десятки афганских сил безопасности и боевиков “Талибана” гибнут почти ежедневно, и по всей стране растет число жертв среди гражданского населения, поскольку обе стороны наращивают операции.
По словам аналитиков, повстанцев ободрила сделка, которая дала им много уступок в обмен на несколько обязательств, что привело к росту их атак в последние недели.
Это очень неудачное время, так как Афганистан также борется с эпидемией коронавируса.
Мирный «процесс еще не умер, но он находится на жизнеобеспечении», – говорит Эшли Джексон, исследователь из Института зарубежного развития.
«Можно только догадываться, сколько у нас есть времени, прежде чем оно начнет бесповоротно разваливаться».
По словам афганского чиновника, в среднем талибы совершали 55 нападений каждый день с момента подписания соглашения в Дохе 29 февраля, в то время как агентство ООН сообщило, что афганские силы вызывают больше смертей среди детей, чем повстанцы – в основном в результате авиаударов и обстрелов.
Аналитики говорят, что кровопролитие было предсказуемым или неизбежным, учитывая формулировку сделки и широкие уступки, которые США предоставили своему противнику более 18 лет.
Названое «Соглашение об установлении мира в Афганистане», соглашение обещает полный вывод американских и иностранных сил без участия талибов в прекращении огня или даже в сокращении насилия.
Президент Дональд Трамп неоднократно заявлял, что хочет, чтобы американские войска быстро вернулись домой, и талибы понимают, что до тех пор, пока они не наносят удары по американским или иностранным войскам, последствия для дальнейших атак невелики.
Повстанцы видят в соглашении «соглашение об окончании оккупации», сказал Билл Роджио, старший научный сотрудник аналитического центра Фонда защиты демократий.
«США хотят покинуть Афганистан, и они уступили всем требованиям талибов».
Нишанк Мотвани, эксперт по стратегии и безопасности в Кабуле, сказал, что Дохинское соглашение ободрило и узаконило талибов, которые считают, что они выиграли войну, поэтому у них мало стимулов прекратить сражаться.
«Талибы в основном верят, что это их победа», – сказал Мотвани.
О СРОКАХ ВЫХОДА:
Эта сделка означает, что в обмен на расплывчатые обязательства Талибана в области безопасности и слабое обещание они не позволят Аль-Каиде и другим джихадистам угрожать США или их союзникам, американские военные и все иностранные силы покинут Афганистан к июлю 2021 года — процесс уже в стадии реализации.
Майкл Рубин, резидент Американского института предпринимательства, сказал, что Трамп полон решимости покинуть Афганистан «в ад или в воду», поэтому у талибов мало последствий для продолжающегося насилия.
«Это не сделка, чтобы выиграть мир, это просто сделка, чтобы дать американцам прикрытие (покинуть Афганистан)», – сказал Рубин AFP.
«А если это значит бросить афганцев под автобус, пусть будет так».
В соглашении также подробно изложены некоторые обязательства президента Ашрафа Гани, в том числе очень однобокий обмен пленными, даже несмотря на то, что переговорщики США и талибов систематически ограничивали его правительство.
Обмен заключенными приведет к освобождению Гани 5000 заключенных талибов, в том числе многих закаленных бойцов, которые могут вернуться на поле боя.
В обмен Талибан освободит 1000 афганских сил безопасности.
Предполагалось, что обмен будет завершен к 10 марта, что проложит путь к мирным переговорам между афганским правительством и талибами.
Источник из талибов заявил, что повстанцы не намерены замедлять насилие до тех пор, пока заключенные не будут освобождены, и повторил, что никаких переговоров не будет, если это не произойдет.
«Правительство Гани пытается проверить свои нервы, но мы хотим сказать им, что мы не устали и мы готовы к борьбе», – сказал член Талибана AFP .
Повстанцы также отклонили как «нелогичные» недавние призывы к прекращению огня из Кабула и Запада, указав на тот факт, что сделка не была обязательной.