Автор: Виталий Мартынюк
В прошлом, 2015 году новоизбранный президент Польши Анджей Дуда задекларировал идею создания партнерского блока от Балтийского до Черного и Адриатического морей, что в Украине в основном было воспринято как намерение реализовать идею Пилсудского о “Балто-Черноморском союзе”, или “Междуморье”.
Впрочем, проведенный в конце августа этого года форум в хорватском Дубровнике показал, что истинная идея Дуды отличается от ее украинской интерпретации, а сама Украина пока что остается за ее рамками.
Сначала посмотрим, что произошло в Дубровнике. На приглашение президента Хорватии Колинды Грабар-Китарович принять участие в форуме откликнулись лидеры и высокие представители 12 стран Центральной и Юго-Восточной Европы, которые являются членами ЕС. На уровне президентов были представлены Хорватия, Польша, Литва, Болгария, Словения и Венгрия, а Словакия, Румыния, Чешская Республика, Австрия, Эстония и Латвия – на уровне министров и заместителей министров.
Географически эти страны и образуют сообщество “трех морей”. Поэтому ключевым мероприятием в рамках форума был круглый стол с их участием под названием “Инициатива трех морей”, что и стало первым шагом в реализации озвученной Дудой идеи.
Существенным отличием между идеями “Балто-Черноморского союза” и “Инициативы трех морей” является подход к формату участников.
В первом случае ключевыми странами должны были бы стать Польша и Украина и другие страны Балтийского и Черноморского регионов. Во втором случае мы наблюдаем четкое ограничение по критерию членства в Европейском Союзе, что автоматически исключает Украину.
Еще из речи Анджея Дуды во время его инаугурации было ясно, что Польша в региональном измерении не сделает ничего, что может повредить развитию ЕС.
То есть все региональные инициативы будут исключительно в рамках Евросоюза.
Этот подход подтвердила и Колинда Грабар-Китарович на форуме в Дубровнике: “Инициатива является неформальной. Ее цель – не отход от Евросоюза, а устранение различий между членами ЕС”.
Первоочередными сферами углубления сотрудничества в Центральной и Восточной Европе по оси Север-Юг были выбраны энергетика, транспорт и телекоммуникации, которые должны объединить регион Адриатического, Балтийского и Черного морей. Цель инициативы – обеспечить политическую основу для реализации конкретных трансграничных стратегических проектов общей стоимостью 50 млрд евро, без создания новых альянсов.
Именно поэтому Украины нет и не может быть в таком формате в качестве непосредственного участника, поскольку мы не являемся членом ЕС.
Впрочем, “окно возможностей” для Украины присоединиться к “Инициативе трех морей” остается открытым. Ведь наша страна является важным транзитным коридором по осям Восток-Запад и Север-Юг. В самом же Совместном заявлении Дубровника сказано, что “Инициатива открыта для партнерства с заинтересованными государствами в конкретных проектах”.
В энергетическом плане Украина все еще является ключевым транзитером энергоресурсов из России в ЕС. Например, в 2015 году транзит российского газа увеличился на 7,9%, а 8 августа этого года российский “Газпром” попросил увеличить на 20% транзит природного газа через украинскую территорию в связи с ремонтными работами на газопроводе “Северный поток”.
Но есть и другой подход –
Украина должна воспользоваться возможностями создания анонсированного газового коридора “Север-Юг” для диверсификации собственных источников поступления энергоресурсов.
Здесь стоит напомнить, что в Польше уже есть собственный терминал для приема сжиженного газа, а Хорватия строит такой терминал.
Президенты Хорватии и Польши обратили внимание на необходимость сочетания автомобильных, железнодорожных и речных транспортных артерий, чтобы обеспечить увязывание стран Балтии со странами Черноморского и Адриатического регионов для быстрой доставки товаров.
Хотя Киев уже прорабатывает соглашение о создании международного транспортного коридора “Балтийское море – Черное море – Каспийское море”, Украине следует быть более активной, ведь 81% всех транзитных грузов перевозятся железнодорожным транспортом, а отсутствие скоростных автомагистралей и все еще не удовлетворительное состояние автодорог снижают транзитный потенциал страны, в отличие от той же Беларуси.
Проектный автомобильный путь “Via Carpathia” вообще минует украинскую территорию.
Между тем, Украина включена в Дунайскую стратегию ЕС, направленную, среди прочего, на использование транспортного потенциала Дунайского региона, но не является активной участницей ее реализации, а автодорога от черноморского порта в Одессе до дунайского порта в Рени все еще в ужасном состоянии. Без видимых сдвигов остается проект судоходного коридора Е-40 “Балтийское море – Черное море”.
Без развитой собственной транспортной инфраструктуры Украина будет неинтересна для “Инициативы трех морей”.
Хотя потенциально мы можем предложить свой транзитный потенциал, который сейчас используется лишь на 40%.
На форуме в Дубровнике обсуждались и вопросы безопасности и влияния России на регион. Среди ключевых угроз безопасности региона “трех морей” были отмечены потоки нелегальных мигрантов, конфликт на востоке Украины и терроризм в Европе.
Впрочем, никаких конкретных предложений по противодействию российской агрессии в Восточной Европе сделано не было, а влияние России упоминалось лишь в энергетическом контексте.
В целом “Инициатива трех морей” по результатам форума в Дубровнике вырисовывается как новый формат усиления сотрудничества стран-членов ЕС из Центральной и Юго-Восточной Европы, конечной целью которого является повышение их возможностей в рамках Евросоюза в противовес странам Западной Европы.
Дееспособность этого формата зависит от способности стран-участниц формулировать общие цели и согласовывать пути их достижения, ведь их представители в Дубровнике делали разные акценты по самым важным проблемам.
Да и присутствие лидеров только половины стран региона указывает на отношение остальных стран к этой инициативе.
Однако инициатива четко продемонстрировала, что нынешнее руководство Польши вкладывает в понятие “Междуморья” и как Украина может присоединиться к ней, выступив с конкретными предложениями уже к следующему форуму “трех морей”, который состоится в июне 2017 года в польском Вроцлаве.