Не успев получить порцию денег от своего главного кредитора, правительство начало мечтать о новой. Будет непросто. МВФ требует реалистичного бюджета, закона о рынке земли и пенсионной реформы. И если бы только этого.
14 сентября 2016 года Украина получила транш МВФ.
На следующий день в стенах правительства заговорили о том, что Киев вступил в очередной период ожидания нового транша.
Согласно предварительному графику четвертый транш в размере 1,3 млрд долл запланирован до конца 2016 года.
Залог продолжения сотрудничества c фондом — сбалансированность проекта бюджета на 2017 год и выполнение “маяков” нового меморандума.
Сроки выполнения новых маяков сводятся к концу 2016 года. ЭП проанализировала, насколько реалистично их выполнение.
Что нового
Выполнение условий меморандума для получения третьего транша затянулось более чем на год. Несмотря на длительную паузу между траншами, Украина не смогла выполнить все, что от нее требовалось.
Не принята пенсионная реформа, не создана специальная антикоррупционная прокуратура по контролю за расследованиями НАБУ. Парламент не внес в Хозяйственный и Гражданский кодексы правки относительно уплаты долгов по внутренним транзакциям и правил ареста средств на банковских счетах.
В энергетическим секторе не выполнены пункты о реформе социальной помощи и изменении формулы расчета субсидий на коммунальные услуги. Эти требования перекочевали в новый меморандум. Всего новых маяков девять.
Маяк 1. Корректировка параметров социальных программ, касающихся оплаты коммунальных услуг, чтобы расходы на субсидии не превышали заложенных в бюджете показателей. Срок выполнения — конец сентября 2016 года.
Маяк 2. Подача законопроекта об обороте сельхозземель. Срок выполнения — конец октября 2016 года.
Маяк 3. Декларирование высокопоставленными лицами активов и доходов по правилам электронного декларирования. Срок — конец октября 2016 года.
Маяк 4. Внедрение временного механизма ежеквартальной корректировки тарифов на газ и тепло, если они будут отклонятся от уровня покрытия себестоимости на 10% и больше. Срок выполнения — конец октября 2016 года.
Маяк 5. Утверждение и обнародование классификации подлежащих и неподлежащих приватизации госпредприятий. Срок — конец октября 2016 года.
Маяк 6. Утверждение законодательства, которое позволит НАБУ применять разные методы расследования, в том числе проводить операции под прикрытием, перехватывать сообщения, получать доступ к компьютерным системам.
Срок выполнения — конец ноября 2016 года.
Маяк 7. Утверждение закона о постепенном изменении возраста выхода на пенсию и сокращении лиц, которые вправе это делать досрочно, установлении более жестких условий к минимальному возрасту выхода на пенсию, унификации пенсионного законодательства, представленного ныне 20-ю законами.
Отделение доплат различным категориям пенсионеров от трудовых пенсий и перевод их финансирования из Пенсионного фонда в госбюджет. Срок выполнения — конец декабря 2016 года.
Маяк 8. Корректировка закона “О приватизации”. В 2016 году Украина обязалась продать Харьков-, Николаев-, Запорожье-, Хмельницк- и Тернопольоблэнерго, а концу марта 2017 года — “Центрэнерго”. Продажа ОПЗ ожидается до ноября 2016 года. Корректировка закона должна произойти до конца декабря 2016 года.
Маяк 9. Объединение таможни и налоговой в единое юридическое лицо. Срок выполнения — конец декабря 2016 года.
Кабмин нацелен на полное и своевременное выполнение обязательств.
“Иногда случаются задержки, связанные с бюрократическими процедурами согласования документов. Бывает, что объем работ, необходимый для подготовки той или иной реформы, вначале оценивается неправильно”, — признают в Минфине.
Если специалисты МВФ видят, что причина задержки техническая, или концепция реформы требует доработки, возможно продление сроков. Если же украинская сторона не покажет ожидаемого прогресса, это может стать препятствием для получения следующего транша.
Самые проблемные
Для большинства прописанных в меморандуме обязательств характерно одно из двух зол: они или требуют непопулярных решений, или не совпадают с бизнес-интересами отдельных политиков. В связи с этим выполнение львиной доли “маяков” в указанные сроки сейчас под угрозой.
Первый самый рисковый “маяк” — приватизация. Последние два года правительство заявляет о намерении приватизировать ключевые государственные активы, однако сделать это никак не получается.
“По словам главы ФГИ Игоря Билоуса, продажа облэнерго начнется после утверждения параметров стимулирующего тарифообразования на рынке электроэнергии. По ОПЗ процесс откладывается, а по “Центрэнерго” он еще не начинался”, — отмечает старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква.
Социальные пункты меморандума — второй блок требований, выполнение которых может затянуться. Все они предполагают проведение непопулярных мер. Минсоцполитики пока не планирует выносить на рассмотрение парламента инициативы по повышению пенсионного возраста.
Позиция Минфина такова: “Меморандум содержит маяк о необходимости проведения пенсионной реформы, а не повышения пенсионного возраста. Необходимость балансировки пенсионной системы вызвана огромными затратами бюджета на покрытие дефицита ПФ, в 2016 году — 140 млрд грн. Специалисты фонда обратили внимание на проблему, но конкретные решения разрабатывает правительство, после чего они будут поданы в парламент”.
В бюджетном пакете на 2017 год правительство подало и законопроект социальных изменений. Появление новой порции реформаторских инициатив зависит от того, когда и в каком виде будут приняты эти.
Позиция министра социальной политики Андрея Ревы принципиальна: “Не должно быть исключений в уплате ЕСВ. Базу налогообложения единым соцвзносом надо расширять”. По словам чиновника, сейчас есть необходимость в понимании реального состояния дел в Пенсионном фонде.
“У нас 19,5 млн пенсионеров, 7,5 млн из которых не имеют минимальной пенсии. Не потому, что они ее не заработали, а потому, что годами не проводилось осовременивание пенсий — пересчет по формуле в привязке к росту размера зарплаты в стране. Если мы его проведем, то у нас будет 3,5 млн человек, которые не смогут претендовать на минимальные пенсии”, — отмечает Рева.
По его словам, к концу 2016 года на осовременивание пенсий требуется около 11 млрд грн, в среднем — 3,5-4 млрд грн в месяц. Вопрос, откуда в 2016 году можно взять эти деньги, пока остается открытым.
В вопросе повышения пенсионного возраста позиция правительства пока однозначна: до конца годе никакого повышения не будет.
Третий рискованный маяк — полноценная работа системы е-декларирования. Срыв ее запуска в августе едва не приостановил сотрудничество Украины с МВФ.
По словам вице-премьера по вопросам социальной политики Павла Розенко, есть угроза, что из-за юридических, организационных и технических неполадок система электронного декларирования может быть превращена в фейк.
Если в ближайшее время не будут внесены изменения в форму декларации, то коррупционера нельзя будет привлечь к ответственности.
“Об этом говорят все: и Минюст, и НАБУ, и общественные активисты. Вариант декларации, обнародованный на сайте НАПК, не соответствует ни закону Украины, ни тому варианту декларации, который ранее утвердило НАПК и зарегистрировал Минюст”, — констатирует Розенко.
В ПРООН накануне также заявили, что существуют значительные различия между первичной системой, которую ПРООН предоставила НАЗК, и текущим операционным программным продуктом.
Реформа упрощенной системы налогообложения — еще один непопулярный и рисковый пункт меморандума. Предыдущие попытки ее трансформировать сопровождались массовыми протестами предпринимателей.
Выхода нет
Отсутствие преобразований в стране сделает невозможным получение финансирования от МВФ, считает глава Совета независимой ассоциации банков Украины, старший советник Альфа-банка Роман Шпек.
“Результат структурных реформ — это макроэкономическая стабилизация, которой требует МВФ. Без нее никто не будет брать на себя риски кредитования в условиях высокой инфляции и возможной эмиссии, которая впоследствии приводит к исчерпыванию ЗВР и стремительной девальвации”, — отмечает он.
По его прогнозам, МВФ примет этот бюджет, если увидит, что Украина предложила меры, которые позволят сократить на протяжении года расходы казны на погашение дефицита Пенсионного фонда. Также, по его мнению, следует предпринимать меры для сокращения расходов на поддержку госбанков.
“Украина не имеет другого выбора, кроме как выполнить поставленные маяки, если она хочет сохранить сотрудничество с МВФ и не допустить ухудшения состояния экономики, роста социального напряжения”, — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Если не будет выполнена хотя бы четверть маяков, сложно представить исход с положительным решением кредитора, добавляет он.
“Украина не сможет выполнить все обязательства, но выполнение большей части — ей под силу. Под сомнением — принятие закона о рынке земли. Это очень политически болезненный вопрос”, — уверен эксперт.
По его словам, следующее заседание совета директоров МВФ, где будет рассматриваться украинский вопрос, можно ожидать в середине ноября. К этому моменту Киев должен иметь согласованный с фондом сбалансированный бюджет.
Напомним, начинает свою работу Техническая миссия МВФ с 26 октября.