В последние десятилетия Российская Федерация стала целью бегства для многих жителей бывших советских республик — в первую очередь Среднеазиатских государств. Эта миграция заметно отразилась на культурных процессах и жизни России. По официальным данным на российской территории на законных основаниях пребывают от полутора до двух миллионов мигрантов, а число тех, кто находится в стране нелегально, оценивается в четыре-пять миллионов (данные экспертов сильно разнятся: некоторые говорят о 12-15 миллионах). Большинство приезжих — это граждане стран СНГ (90%). Трудовая миграция производит 10-12% ВВП России, большинство гастарбайтеров занято на стройках, в секторе услуг, торговли или сельского хозяйства. Для миграции из Средней Азии характерно то, что изначально из региона на заработки в основном уезжали мужчины, оставляя семьи на родине. Сейчас тенденция начала меняться, однако женщины продолжают оставаться в миграционном потоке меньшинством (их доля составляет около 15%).
«Россия нас кормит! Благодаря России мы можем относительно хорошо жить! Страшно подумать, что было бы, если бы не она!» — такие высказывания часто можно услышать в Средней Азии. Несмотря на тяжелые условия работы, полученные в России деньги позволяют содержать семьи, строить дома, покупать машины. Мигранты открывают свой бизнес, возводят мечети и осуществляют другие инвестиции. В России, действительно, бывает по-разному, но без нее огромная масса жителей Средней Азии оказалась бы в крайней нищете.
Мало кто из критикующих наплыв иностранцев в Россию, отдает себе отчет в том, что миграция — это огромный бизнес: не только для физических лиц или предприятий, берущих мигрантов на работу, но и для банков или корпораций, предоставляющих услуги связи.
Россияне жалуются, что приезжие занимают их рабочие места и портят рынок. Однако они занимаются той работой, на которую не хотят идти местные жители. Следующие претензии — это преступления, совершаемые приезжими, контрабанда наркотиков, распространение болезней и, наконец, угроза терроризма и распространение ислама, о которых точно так же говорят в Западной Европе и США.
Эксперты утверждают, что без приезжих России угрожает демографический кризис. Россиян становится все меньше: спасти тающее на глазах население можно или повысив рождаемость, или пригласив иностранцев. Согласно прогнозам, к 2020 году число людей продуктивного возраста в России может снизиться на 8-9%. Тем не менее в стране преобладают антииммигрантские настроения.
Негативное восприятие мигрантов преподносится порой как патриотическая позиция, а националистические постулаты присутствуют в основном течении общественного дискурса. За выходцами с Северного Кавказа и постсоветских южных республик закрепились в языке пренебрежительные наименования: черные, рабы, чурки. Россияне гораздо хуже относятся к приезжим из Средней Азии и с Кавказа, чем к гостям из Восточной Европы (украинцам, белорусам, молдаванам), зачастую не различая между собой иностранцев с не европейской внешностью.
Неприятие мигрантов во многом связано с опасениями перед «наплывом мусульман» и распространением исламского экстремизма. Нынешняя волна миграции из среднеазиатских республик приводит к культурным столкновениям. Религиозное возрождение, начавшее со времен перестройки, способствовало усугублению культурных, религиозных и мировоззренческих различий. В данном случае не имеет значения, что ислам и христианство в течение многих веков функционировали в России в относительном симбиозе.