Интервью с литератором, журналистом, инженером и бизнес-менеджером
Вопрос: Как нам известно, в течение нескольких десятилетий вы проживаете в Ташкенте ,но прежде чем приступить к разговору о вашей жизнедеятельности, хотелось бы попросить вас вкратце охарактеризовать свои жизненные вехи.
Ответ: Я родился в селении Нагарян района Гуджарат уезда Кхарян, где и получил свое первоначальное образование. Затем я учился в средней школе (исламия) №3 в Равалпинди и там же окончил среднюю школу Дэниз. В 1968 году я поступил учиться в шведско-пакистанский технологический институт района Гуджарат. Через три года я получил диплом. Моя первая рабочая деятельность началась в текстильном комбинате ”Сервис” в Гуджарате. Спустя шесть месяцев я начал работать в тяжелом машиностроительном комплексе Тексила. Проработал я на этом заводе пять лет. Затем я трудился в качестве оперативного инженера в Карачинском металлургическом заводе. Таков вкратце итог моей трудовой деятельности.
Вопрос: Что вы можете сказать о своей семье, чем занимаются ваши братья и сестры?
Ответ: Мой отец был одним из шестерых детей Чоудри Джаллалудинна Патвари,весьма уважаемого человека среди односельчан. После окончания учебы мой папа всю жизнь проработал на железной дороге и вышел на пенсию в должности начальника отдела кадров. Мой братишка Мухаммад Исхак Хан является известным специалистом в области генетики. Как поэт, он в юные годы был награжден премией Адам-Джи.Он является авторм двух книг и сотен статей на различные темы. Сестра Рафия Ханум является деканом факультета науки университета в Мирпуре. Вторая сестра Суфия Ханум работает в отделе образования города Окара.Младшая сестра Рейхана Каосар является старшим научным исследователем в атомной науке в институте Найаб в Фейсалабаде.Супруга моя Суррая Аббас работала преподавателем в колледже,некоторое время обучала студентов Ташкентского университета,а также работала на Ташкентском радио,в настоящее время является домохозяйкой.Дочь Муизза Аббас работает врачом в железнодорожной больнице. Она окончила Ташкентский медицинский институт. Следует отметить, что среднее школьное образование она также получила в Ташкенте.
Вопрос: Какими судьбами вы оказались в Ташкенте?
Ответ: Считать ли это везением или наоборот,невезением,сказать трудно,но получилось именно так.Отец мой Чоудри Лал Хан был президентом ассоциации железнодорожных клерков города Равалпинди(профсоюзная организация).Он принимал самое активное участие на собраниях и митингах партии Муслим Лиг.Хорошо помню,как взяв нас за руки на эти мероприятия и мы совсем еще юные,затаив дыхание слушали выступления таких крупных политических деятелей,как маулана Маудуди,мать нации уважаемая Фатима Джинна,г-н Шауукат Хаят,Мумтаз Даулатана,Чоудри Зухур Илахи,Шуриш Кашмри,Навабзада Насрулла Хан,муфтий Махмуд,Абдул Вали Хан и др. Но в дальнейшем взоры наши устремились в другую сторону. Мы приобрели членский билет народной партии Пакистана/Пиплз Пати/.Тогда мы были молодыми, неопытными юнцами. Позже мы влились в ряды профсоюзов и таким образом стали коммунистами, мечтающими круглые сутки о социалистической революции у себя на родине. Наша профсоюзная деятельность попортила немало нервов директору проекта бригадному генералу Иштияку Азизу и министру производства, генералу-лейтенанту Саиду Кадыру.Нас никак не устраивал тот факт,что генерал Зия уль Хак положа руку на священный Коран,пообещал,что спустя 90 дней будут проведены всеобщие выборы, но обещания своего он таки не выполнил. Мы стали вести свою профсоюзную борьбу подпольно, организовали политучебу молодых коммунистов, подпольно печатали газету «Харавал”, направленную против государственной диктатуры. Это был период, когда генерал Зия уль Хак устраняя мусульман ратовавших за светский образ жизни, либерализм и свободу, был одержим идеей создания круга фундаменталистов. Именно с этой целью он дал неограниченную власть бюрократическому аппарату. Для борьбы с патриотически настроенными профсоюзными лидерами все средства были хороши. Бригадный генерал Иштияк Азиз внес наши имена в черный список, именуемый “Когортой смутьянов Зульфикара”, хотя мы никоим образом не были связаны с ними. Но все таки правительство решило связать мою причастность к этой организации и убрать меня. Но нам удалось избежать из их цепких рук.
Вопрос: Вы все таки не ответили на мой вопрос о том, как вы оказались в Ташкенте.
Ответ: Мы выходцы из неимущих слоев населения, особых иллюзий не питали. Члены моей семьи были больше подвержены настроениям правых сил, в то время как лично я был сторонником левых взглядов, точнее сказать, поддерживал практические шаги профсоюзного движения. Я мечтал о том дне, когда в Пакистане восторжествует социалистическая революция своим путем, но не под влиянием Москвы и Пекина. Я принимал непосредственное участие в деятельности союза прогрессивных рабочих-металлургов Пакистана, союза рабочих сталелитейных предприятий, ассоциации дипломированных инженеров стальной индустрии страны, в то же время сотрудничая с комитетом организованных рабочих провинции Синд и принимая участие в издании журнала “иштирак”. В то время все лидеры крупных партий и движений за исключением борцов левого крыла попрятались в своих норках и молча наблюдали за происходящим. Спустя несколько дней после свадьбы я вместе с женой переехал в Карачи, и вот тогда начались преследования со стороны властей. Полосы газеты “Навае Вакт” пестрели заголовками типа “Он-коммунист”, “Он-неверный”, “агент КГБ”, “представитель шайки смутьянов”, и прочее. Тем временем из Исламабада поступило срочное указание: поймать во что бы то ни было главного редактора газеты “Харавал”. Друзья предупредили меня: “В течение нескольких дней тебя могут схватить и тогда тебе не поздоровится». Я тут же отправил жену обратно домой, а сам бежал из страны. Итак, я оказался в Москве, где обучались 60 пакистанских студентов в университете имени Патриса Лумумбы. Эта группа состояла из представителей левых организаций. Родители этих юношей симпатизировали коммунистическим, националистическим и советским идеям. В самом же Пакистане все мы придерживались платформы прогрессивного крыла. Мы были за глобальную революцию. Впрочем эти коммунисты также не упускали случая оказать на нас давление. ”Наконец из Москвы я отправился в Ташкент, ибо оттуда из Ташкента я мог время от времени ездить в Пакистан и видеться с семьей.
Вопрос: И чем же вы начали заниматься в Ташкенте?
Ответ: Сразу же после приезда в Ташкент я поступил на механический факультет Ташкентского политехнического института. Местные власти заявили мне прямо:”Здесь ты не можешь заниматься политической деятельностью или же выступать против политики пакистанского правительства.Или учись или работай”.Я взвесил все плюсы и минусы и решил,что надо заняться учебой.В свободное от учебы время я работал в редакции урду Ташкентского радио редактором и диктором.Избранная мной тема была связана с механическими роботами.Именно по ней я защитил диплом. Я изобрел две машины и пять научных предложений. После развала Советского Союза мне пришлось прекратить свою научную деятельность. Фонды народных министерств и ведомств были весьма ограничены. Я работал на радио в течение 10 лет. Помимо этого я работал на телевидении и три с лишним года редактировал журнал “Советский Узбекистан”.
Вопрос: “Вероятно тогда в Ташкенте жили иностранцы?
Ответ: В Советском Союзе обучение было бесплатным. Студенты из бедных семей приехавшие из Латинской Америки ,Африки, Азии и даже из европейских стран и США получали здесь высшее образование. Места в общежитиях им предоставлялись бесплатно, они получали стипендию. Сотни юношей и девушек из 80 стран обучались в 20 вузах Узбекистана. Студентов из Пакистана и Индии было более 60 человек. Советский Союз ежегодно выделял 80 стипендий для Пакистана. Но власти отправляли лишь 3-4 человека, которые являлись детьми чиновничьей бюрократии или выходцами из исламских молодежных организаций. Все они получали направление в Ташкент. Почти все студенты меня бойкотировали, заявляя, что я коммунист. Я им говорил:” Слушай, брат я такой же пакистанец как и ты и являюсь мусульманином. Я ничем от вас не отличаюсь. Однако должен сказать, что я не симпатизирую Зия уль Хаку”.Ситуация постепенно нормализовалась. Либерально настроенные студенты приняли меня и вскоре выбрали председателем студенческого совета пакистанской молодежи.
Вопрос :Вот вы женились, как ваша жена?
Ответ: В начале я время от времени тайком через Афганистан ездил к себе домой и это было связано с неимоверными трудностями. Приехав же ,я никуда не отлучался из дома, сидел взаперти, хотя вины у меня никакой не было, я всего лишь был активистом профсоюзного движения. Родилась дочь, которая вскоре заболела и умерла. Я не смог поехать домой, было очень горько и тогда я решил забрать с собой жену. Со стороны полиции за мной осуществлялась постоянная слежка. Полицейские надоели моему отцу своими вопросами он им отвечал: ”Не знаю, где он находится ,ищите его сами, и если найдете, можете расстрелять у меня не будет никаких претензий” .Моя мать слушала мой голос по радио и тем она тешилась .Моя супруга выехала из Кхариан ,а затем через Карачи, Коломбо, Дубай и Москву добралась до Ташкента .Вы можете себе представить насколько было трудно молодой женщине совершить это путешествие, тем более что до этого она никуда не выезжала из своего селения Кхариан .Но она была вынуждена это сделать и мы опять были вместе.
Вопрос: Трудно представить себе, что вы там не занимались политикой.
Ответ: Власти неоднократно твердили мне, что здесь не надо заниматься созданием политических партий а также выступать против правительства Пакистана. Председатель оргкомитета трудовой партии провинции Синд Акрам Дхарича сбежал в город Нотингем Объединенного Королевства .Афзал Бангаш также находился в городе Бирмингем этой же страны. Я общался с этими людьми. Я пытался создать группу из выходцев из Пакистана, но власти не разрешили .Они не желали ,чтоб их обвинили в том, что они вмешиваются во внутренние дела Пакистана. Это только капиталистические страны называют вас друзьями, в действительности же они дают приют политическим партиям и группировкам с целью вмешательства во внутренние дела страны. Было около 150 студентов, которые получив афганские паспорта, обучались здесь. Все они были пуштунами. Я с ними общался, и несколько активных студентов сообща организовали группу ДСФ(демократическая студенческая федерация). Были у них свои просветительские кружки и я проводил среди них разъяснительную работу.
Вопрос :Какой еще журналистской деятельностью вы занимались помимо радио и телевидения?
Ответ :В те времена письма до Пакистана доходили в течение нескольких недель. Негде было достать пакистанскую газету или журнал. В индийской газете “Каоми Аваз” печатались мои статьи. В делийской газете “Ахбаре Нао” я публиковал свои статьи под рубрикой “Письма из Ташкента”. Эту еженедельную газету читали в основном мусульмане и жители Кашмира. Несколько моих рассказов были опубликованы в журналах “Бисвин Сади” и “Шама”.
Вопрос: Я слышал,что помимо прочего вы издали несколько своих книг.
Ответ :Да,это верно, время от времени я издавал свои книги. Начиная с 1989г советский лидер Михаил Горбачев стал улучшать отношения с Пакистаном. Это был период, когда у всех на устах были слова “перестройка” и “гласность”. По сути дела, это была социалистическая демократия нового образца, которая в конечном итоге привела к развалу СССР.У меня было твердое убеждение, что Пакистану следует развивать свои отношения с центрально-азиатскими республиками Советского Союза, население которых в большинстве своем состоит из мусульман. В этот период я опубликовал несколько своих статей в газетах “Джанг” и “Аман”. Времена менялись и я в течение нескольких лет печатал свои статьи в еженедельной газете “Ахбаре Джахан” под рубрикой “Письма из Ташкента”. Эти статьи я публиковал под именем М.А.Хан. На радио я был известен как Камран Ахтар. В разные годы я выпустил несколько своих книг такие как “Волк Чечни”, “От Кветты до Бухары”, “Освобождение из красного плена”, “Блокнот Средней Азии”, “Ад сомнений”, “Одна ночь”, “В стране гор”. Кроме того я перевел на урду книгу президента Республики Узбекистан Ислама Каримова “Собственный путь развития” ,а также составил пакистано-узбекский бизнес справочник.
Вопрос: Какое ваше мнение о политике Пакистана?
Ответ: Уж лучше бы мы не говорили на эту тему ,ибо она черезчур запутана. В недавнем прошлом “Джамаате Ислами”, “Муслими Лиг” и Зия уль Хак,сидя в обьятиях США,пестовали и лелеяли муджахидов ,сегодня воюют с ними .В настоящее время “Джамаати Ислами” и “Муслим Лиг” всячески развивают свои отношения с коммунистическим Китаем. Вчера они были правы, правы они и сегодня, и никто с них не спросит,за что же погибали тысячи и тысячи афганцев и пакистанцев в течение прошедших тридцати лет. А ведь кровь льется и до сегодняшнего дня. Риторический вопрос: вчера они были правы или сегодня? Точно таким же образом ”Пиплз Пати” и АНП вчера были против США, а сегодня они делают все с их дозволения. Страдает от этого народ, наше нынешнее поколение, наши дети, наша страна. Дискутировать на эту тему можно бесконечно,но эта тема уже для отдельного разговора .Скажу вкратце :наши политики и военные генералы довели страну и народ до края пропасти. Они до сих пор не осознали, что нужно собраться и вместе обсудить пути выхода из положения. Они и сегодня заняты только тем, что набивают свои карманы и рычат друг на друга, словно псы дерущиеся из за кости. Неужели западная демократия поможет Пакистану найти правильный путь? В этой стране люди, создающие законы и конституцию, не могут грамотно написать слово “закон” и “конституция”. Это та страна, в которой верность идеям достигается с помощью американских и канадских долларов, а грабеж осуществляется посредством пота и крови народа. Так давайте же отодвинем в сторону тему о политике, тем более, что вы и так каждый день пишите и читаете о ней.
Вопрос: Признаете ли вы тот факт, что ваш социализм потерпел фиаско?
Ответ :Ну вот видите, вы опять затронули политику. Вообще то это моя любимая тема, но дискутировать о ней бессмысленно. Мировоззрения никогда не терпят неудачу ,но они лишь озаряются новым блеском и двигаются дальше. Терпят неудачу лишь те кто злоупотребляет воззрениями, глумятся над ними и кто их предает. Согласитесь ли вы со мной,что воззрения ислама торжествовали лишь 36 лет ,и в период халифы Умари Бин Абдул Азиза? После этого в течение 1400 лет исламский шариат и исламский уклад жизни нигде не действовали. Так можем ли мы сказать, что ислам потерпел неудачу? Упаси Аллах .Ислам является последней религией и будет существовать вечно ,во все времена. Он будет приемлем и востребован во все времена жизни, но мы бедолаги не дали развиться мусульманской религии с той самой формы ,в какой она находилась 1400 лет тому назад. Давно изобрели зубную пасту, но мы продолжаем пользоваться мисваком. Оглянитесь вокруг и посмотрите, какая сейчас система в Китае, Северной Корее, Вьетнаме, на Кубе? Сегодня Китай в политике и экономике бросает вызовы самой могущественной супердержаве Земли .Взгляните на Эквадор, Бразилию,Венесуэллу, Уругвай, Аргентину, Чили ,Боливию расположенных под боком у США.В этих странах все заметнее берут вверх социалисты. В экономику европейских стран все более и более внедряются элементы социалистического хозяйствования. Так можем ли мы сказать, что идеи социализма канули в Лету? Не может быть и речи и о том, что все ресурсы этой системы исчерпаны. Эта та экономическая наука ,которая имеет своей целью разъяснить,как можно покончить с эксплуатацией человека человеком Мы с вами живем в эпоху, когда следует подумать, как устранить пропасть между богатством и бедностью. Государство должно нести ответственность и за собаку, которая стоя на берегу реки, испытывает жажду .Как сказано в священном хадисе, работник должен получить плату за свой труд до того, как высохнет пот на его лбу.Еще одна проповедь: если твой сосед уснул голодным, то ты не имеешь права есть. Государство обязано создать для своих граждан возможность получать образование ,лечение, питание, одежду,т.е все для ведения полноценной жизни .А теперь ищите путь. Этот путь начинается не из Москвы или Пекина, он берет начало из своего сознания,из наших знаний .Так давайте же учиться ,даже если для этого придется пройти путь до самого Китая, Ленина, Маркса ,Энгельса !В разные времена коммунистические идеи истолковывались по разному, порой это приобретало окраску борьбы между религией и атеизмом. Это была роковая ошибка, горькие плоды которой мы сейчас пожинаем. В настоящее время миром правит произвол, который именует себя глобализацией, в когтях которой мы, словно кролики или олени, трепещем перед европейскими волками и шакалами под предводительством американского льва. И все это делается под лозунгом народной демократии. Ситуация в нашей стране такова, что имущие на словах заботятся об исламе, а в действительности поддерживают антиисламские силы, которые не дают нам есть свой собственный хлеб, не дают возможности покупать даже газ. Итак, мы с вами опять окунулись в политику, так обожаемую всеми пакистанцами тему. Дело, в сущности, сводится к разбою и ограблению.
Вопрос: Так как же нам дальше быть?
Ответ: По сути дела, никак.У себя в стране мы пережили четырех диктаторов, это Аюб Хан ,Яхъя Хан ,Зия уль Хак и Парвез Мушарраф и все наши нынешние беды созданы руками этой четверки.99% нынешних политиков выпестованы этими диктаторами К сему следует добавить, что уроки демократии нашим лидерам преподает великая Америка .Это урок демократии, основанный на эксплуатационной демократической системе .Посему если к власти придут эти люди, т.е вожди “Пиплз пати”,АНП и Эм Кью Эм, то спустя несколько лет народ поднимется ,что приведет к кровопролитию ,ибо народным массам терять будет нечего. Разве сегодня не творятся беспорядки, разве не льется кровь? Неужели вы думаете ,что сейчас все спокойно и страна движется к прогрессу? Если к власти придут представители ПМЛ-Н ,то кровопролитие может отодвинуться лишь на некоторое время. Если же победят сторонники Имран Хана(что весьма маловероятно),то и тогда не миновать кровопролития, правда с некоторой задержкой .Вся беда в том, что эта демократия, эта система основана на эксплуатации и грабеже.
Вопрос:Вы нарисовали такую жуткую картину…
Ответ :Помните, мы в 1978-80 годах говорили: ”Не наступай на хвост змеи, не лезь в Афганистан”.Теперь афганская проблема ,как застрявшая кость в нашем горле.Ничего доброго от этой заварухи нам не досталось. Наши лидеры постоянно твердят:” Перережь себе горло, погуби свою страну, чтобы одержать победу над Америкой”. Следует развиваться ,учиться ,трудиться. О какой победе может идти речь, если приходиться кланяться перед США и Японией? Это ничто иное, как самоунижение и самоуничтожение. Все дело в том, что демократия западного образца никоим образом неприемлема для таких стран,как наша,т.е для стран третьего мира. От нее наши проблемы только усугубятся. Такие пороки, как взяточничество, грабеж и насилие,будут рождать лишь ложную демократию, которая никогда не решит наши проблемы. Грядет кровопролитие, кровавая народная революция. Либо это, либо приход к власти кровожадных фундаменталистов. Остается молиться только Аллаху чтобы тот ниспослал нам богобоязненного и здравомыслящего человека .Пусть мозг у него работает ,как самый современный компьютер .Только в этом случае можно надеяться на спасение.
Вопрос: Следует ли делать из этого вывод о том,что Пакистан обречен на неудачу?
Ответ: Страны создавались и рушились, но нет никаких предпосылок к тому, что наша любимая страна прекратит существование. Я убежден, что Пакистан был создан для того, чтобы существовать вечно. Идея создания Пакистана предполагала объединение нескольких мусульманских государств. Разве с течением времени Бангладеш стал обособленной провинцией или же он превратился в один из штатов Индии? Никоим образом. Ваша газета является чуть ли не единственным печатным органом, пишущим о Центральной Азии. Остальные газеты и журналы обходят стороной центрально-азиатскую тематику.
Вопрос: Так ознакомьте же наших читателей с Центральной Азией.
Ответ: Начнем с того, что в Центральной Азии расположены пять государств: Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан. К западу от них простираются территории Азербайджана, Дагестана, Ингушетии и Чечни. В этих странах в основном проживают мусульмане. Говоря о них следует перечислить имена таких выдающихся личностей, как Джалаллудин Хорезми, Амир Тимур, Захириддин Бобур ,хазрат имам Бухари, хазрат имам Термези ,хазрат Кусам ибн Аббас ,Ходжа Бахауддин Накшбанди, Ходжа Ахмад Ясави, Мирзо Улугбек ,даже здесь есть мулла Насруддин .Здесь есть все,что связано с нашим историческим религиозным наследием. С этой землей связаны наши исторические корни ,наше настоящее, наше будущее и с ней связан наш прогресс. Мы лишь выдвигаем лозунги, но не предпринимаем никаких конкретных шагов.
Вопрос: Мы бы хотели наладить бизнес контакты, да вот только трудно решить транспортные проблемы.
Ответ: Следуя по Великому Шелковому Пути, через Кашгар(Китай),вы сможете добраться до Бишкека(Киргизия) и Алматы(Казахстан).Вы можете доставить свои товары из Карачи через порт Бендер-Аббас не только до бывших советских республик ,но и до голландского порта Роттердам, используя водный путь и железную дорогу .Или же сможете достичь Узбекистан используя маршрут Пешавер-Джалалабад-Кабул-Мазари-Шариф и через Афганистан вы можете отправить товар в Таджикистан и Туркменистан. Нужны только желание и старание. Вы можете связаться с нашим старым другом майором Тариком Хаятом,представителем компании “Пак-Каспиен”,который откроет вам доступ к Москве, Баку, Киеву. Сам я лично перевожу свои товары из Шанхая до Бендер Аббаса, а затем по железной дороге до Ташкента и Бишкека. Товары едут, бизнес развивается. Это нам только кажется, что все очень сложно.
Вопрос: Чем вы занимаетесь в настоящее время?
Ответ: Сейчас я занят в сфере использования солнечной энергии, поставляю солнечные водонагреватели в Узбекистан и Киргизию. Офисы нашей компании “Мелсок Интернешнл ЛТД” находятся в обеих государствах. Дела идут неплохо. Кроме того в Бишкеке находится моя компания IBL, оказывающая консультативные услуги. Я также принимаю участие в деятельности американской компании “Гейтвей Венчерз”,которая занимается поставкой оборудования предприятиям нефтегазовой отрасли. В Центральную Азию поступают товары из Республики Корея, Японии, Таиланда, Турции, Китая, США и Германии. Так почему же наши товары сюда не доходят?
Вопрос: Насколько активен Пакистан в Центральной Азии?
Ответ: Пакистан не проявляет никакой активности в Центральной Азии, напротив он очень пассивен. Было время, когда пакистанская компания “Табани Груп” лидировала среди всех иностранных групп. Помимо “Табани” здесь были весьма активны такие пакистанские компании, как “Фатах Текстайл”, “Метро Гарментс”, “Меркурий Гарментс”.5000 пакистанцев вели оживленную торговлю на рынках Ташкента. Сейчас их здесь днем с огнем не найдешь. Те, которые здесь живут, стараются быть незамеченными. В таких городах, как Алматы, Бишкек, Баку, Ашгабат, Душанбе и Ташкент, пакистанцев можно сосчитать по пальцам.
Вопрос: Почему так случилось, кто в этом виновен?
Ответ: В 1992 году лидеры и население республик Центральной Азии возлагали большие надежды на то, что руководство и народ Пакистана будут идти с ними рука об руку и нога в ногу. Все были убеждены, что Южная Азия и Центральная Азия под руководством Пакистана создадут мощный блок. Однако взлеты и падения Наваза Шарифа и Беназира Бхутто показали, что ни одно руководство Пакистана не является прочным и надежным. К тому же наши вожди и бюрократия и даже бизнесмены, подписав в бывших советских республиках сотни договоров и соглашений, но потом о них забыли, в действии были те договора которые касались льгот для дипломатов. В самом же Пакистане власти не только признали Талибан, но весь мир был убежден, что мы опекаем талибов. Что касается Талибан, то это движение объявило, что оно водрузит знамя исламского халифата в Самарканде и Бухаре. Результат не заставил себя ждать и вскоре афганцы, пакистанцы и арабы были выдворены с территорий наших северных соседей, вследствие чего мы отдалились друг от друга. И сегодня за охлаждение взаимных отношений ответственность должны нести исламистские партии Пакистана и Афганистана, движение Талибан, правительства и элитные классы обеих стран, а также пассивные надменные дипломаты.
Вопрос: Но есть видимо среди них и хорошие люди?
Ответ: Я был региональным генеральным менеджером компании “Табани Груп”.К официальным делегациям я проявлял неофициальное доброжелательное отношение и оно зиждилось на любви к родине. Мы работали в таком режиме вплоть до 1998 года. Да, были хорошие люди. Мне приходилось непосредственно общаться с такими известными личностями, как Наваз Шариф, Беназир Бхутто, Махдум Шахабуддин,Мерадж Халид,маулана Каосар Ниязи, Асиф Зардари ,Сардар Асиф Ахмад Али, Абдул Саттар, Фарук Саттар и другими. Было очень приятно общаться с Мераджем Халидом, Каосар Ниязи, Махдум Шахабуддином и Абдул Саттаром .Среди дипломатов мне хотелось бы выделить такие личности, как Шафкат Али Шейх ,Султан Хаят, Зафар Хилали, Алим Барохи, Танвир Хазхели, генерал майор Фазал Гафур, Камран, Шехрияр Рашид ,Мухаммад Али. Но в конечном итоге результаты оказались неудовлетворительными, и сегодня мы плетемся в хвосте.
Вопрос: И что же, нет никакой перспективы на улучшение?
Ответ: Ни в коем случае. Этот рынок богат своими ресурсами и вселяет надежду в наши сердца. Во первых перед нами государства, в которых проживает стопроцентно грамотное население и которое интенсивно развивается. Они опережают нас по инфраструктуре, так и по организованности, сплоченности и целеустремленности. Они богаты энергоресурсами. Мы можем здесь реализовывать продукцию, производимую нами в малой и средней индустрии: текстиль, продовольствие, фрукты, изделия из шерсти и кожи, вентиляторы, медикаменты, хирургические инструменты и даже небольшие морские суда, боевые самолеты-истребители, военное оружие. Жители Центральной Азии близки нам с политической, религиозной, культурной и исторической точки зрения. Мы очень легко понимаем друг друга. Надо сказать, что торговля здесь выгодней, чем в Европе.
Вопрос: И что же для этого нужно предпринять?
Ответ: Компания”Табани Груп” в свое время пользовалась здесь большой популярностью. Если я позвонив в президентский аппарат или кабинет министров того или иного государства ,сообщал о прибытии руководства компании, то тут же следовал ответ :завтра утром ждем вас на прием. Глава любого министерства моментально изъявлял желание встретиться и обсудить назревшие вопросы .СССР был огромным государством, на одном краю которого солнце всходило ,а на другом оно садилось .В любом регионе страны можно было увидеть изделия с маркой “Табани Груп”.Люди становились в очередь ко мне, чтобы приобрести мои изделия. “Табани Груп” знала, как с ними общаться. Мы тогда завладели их умами и сердцами. ”Дай им любовь и получи их любовь”-таков был наш девиз. Приятно осознавать ,что восточное радушие, благосклонность и доброжелательность живы и здравствуют поныне.
Вопрос: Куда же теперь делась компания “Табани”? Она ушла из тех краев?
Ответ: Наши политики тогда заявили следующее: “Да что там Табани, мы вам предложим такие большие фирмы и компании, что вы будете удивлены”. Местные власти поверили этим словам и популярность “Табани” постепенно стала меркнуть, а новые компании почему то не появились. Нашим лидерам так и не удалось выработать подходящую политическую линию по отношению к Ирану, Китаю, Афганистану,чтобы они дали доступ к Средней Азии. Дальше политических лозунгов дело не продвинулось. Опыт “Табани” был освоен, но лишь в деле обмена делегациями. Вместо того, чтобы изучить этот опыт на “Табани” стал оказываться усиленный нажим ,налицо была откровенная зависть, словом хребет компании “Табани” был сломлен.
Вопрос: Неужели момент упущен?
Ответ :Нет, все еще есть шансы. Но если в течение четырех-пяти лет мы не выработаем продуманную политику в отношении Центральной Азии, не наладим коммерческие узы и не внесем коррективы в методы развития отношений ,то шансы действительно ускользнут и в Центральной Азии нам делать будет нечего.Скажу прямо:если Республика Корея, Таиланд,Турция ,Китай,Германия, Индия и Израиль достигли здесь успеха, то почему Пакистан не может этого сделать? Используя свободные экономические зоны созданные в Навои, Бишкеке и Ангрене, мы с выгодой можем реализовывать свои товары не только в Центральной Азии, но и России, Украине, на Кавказе и в Восточной Европе. Это огромная территория, на которой проживает 500 миллионов человек. Они готовы принять нас у себя ,а мы все еще являемся игрушкой в руках западных стран .Нам следует с выгодой использовать тех пакистанцев, которые проходили обучение в этих странах. Мы до сих пор не обращаем внимание на этих граждан своей страны. Бедные студенты-медики, успешно сдавшие в свое время экзамены ПМДС ,влачат жалкое существование, в то время как западные страны умело используют своих студентов ,обучавшихся в этих странах. Пакистанскому правительству и частному сектору следует объединить свои усилия, ибо это огромная территория с несметными ресурсами ждет нас с распростертыми объятиями. Нам с уверенностью и оптимизмом следует двигаться вперед.
Вопрос: Слышал ,что женщины там очень красивы, и что кто едет туда, остается там навсегда.
Ответ: Красивых женщин можно увидеть всюду, нужен лишь зоркий взгляд. Многие наши мужчины женились на местных девушках и это похвально, ибо в результате сближаются страны и народы .Здесь женщины-мусульманки сохраняют верность своим мужьям, заботятся о них. Благодаря таким семьям дружба с Пакистаном укрепляется. Здесь наряду с внешней красотой присутствует красота духовная. Наш друг доктор Варис, приехав туда, только тем и занимался ,что посещал могилы предков. Он оказался истинным поклонником духовной красоты. Он вел долгие беседы с седобородыми старцами и даже повторно посетил те места. Всюду блуждают святые духи. Если смотреть на окружающую действительность глазами души, то человек действительно становится духовно близким. Здесь царит обстановка мира и спокойствия, кругом чистота и порядок, тут все служит материальному и духовному развитию. Здешние люди не являются рабами Запада. Они двигаются вперед, опираясь на собственные силы.
Вопрос: Я слышал, что вы неоднократно награждались местными властями.
Ответ:Если трудишься, то кто нибудь да оценит твой труд.В 1987 г в Киргизии меня наградили медалью культуры ,а затем я получил медаль “Манас-1000”,позже мне вручили награду “Друг Кыргызстана”, затем в 2006 г я был удостоен премии “Золотое перо”. Кроме того мне вручили членский билет Союза писателей Киргизии навечно. Следует отметить, что до меня этой почести удостаивались лишь двое: литераторы из Германии и Узбекистана. В Узбекистане же в 1995 г я получил премию лучшего бизнесмена ,а в 2000г-премию ”Друг Узбекистана” и наконец в 2009 г я стал обладателем премии “Золотое перо” ,до меня их получали лишь два иностранных журналиста, представители Ирака и Китая.
Вопрос: Вам не хочется вернуться на родину?
Ответ: Очень хочется. Вот почему прожив в общей сложности 33 года в Центральной Азии, я не стремился получить здесь двойное гражданство или “Грин Кард”. Каждый год у меня уходит уйма времени на то, чтобы получить визу того или иного государства. В душе таится заветная мечта вернуться на родину, быть погребенным в родной земле. Прежде всего я тружусь во благо родной отчизны, жену и дочь я давно отправил в Пакистан, думаю об отъезде и сам. Надо сказать, что бизнес в Пакистане продвигается со скрипом, нередки случаи обмана и надувательства, мое жизненное кредо основано на принципах честности и открытости .Порой я думаю: смогу ли я работать в таких условиях? Но меня берет оторопь, когда я думаю о взрывах и беспорядках, имеющих место в Пакистане. До Центральной Азии нам рукой подать. Недавно были начаты авиарейсы по маршруту Ташкент-Исламабад-Ташкент. Полеты в Лахор осуществляются уже давно, так что дорога отнимает не так уж и много времени. Жители Узбекистана относятся ко мне с симпатией и уважением. После Пакистана, если не считать священную Мекку и Медину, хочется жить в Ташкенте. .Благодаря милости всевышнего у меня есть офисы в Равалпинди, Ташкенте и Бишкеке, в каждом из этих городов есть и собственное жилье. Нигде я не чувствую себя чужестранцем. Все мои помыслы устремлены к тому, чтобы Пакистан и Центральная Азия стали ближе друг к другу, чтобы народы этих стран жили как дети одной семьи и тогда никакая сила в мире не сможет вырвать из наших сердец такое святое чувство, как любовь к Родине.
Interview of Muhammad Abbas Khan
Mob: +998 90 9786593
E mail: cnsult52@mail.ru, abbas@melsoc.com