В Ташкенте 23 июня открылся саммит Шанхайской организации сотрудничества. В этом году ей — 15 лет. В повестке переговоров — экономика, безопасность и борьба с терроризмом. Отдельная тема: предстоящее вступление в ШОС сразу двух ядерных держав — Индии и Пакистана. Основные мероприятия саммита пройдут 24 июня, но Владимир Путин, который прибыл в узбекскую столицу днем, уже провел международные переговоры.
– Узбекская дыня — самая сладкая дыня, — рекламирует на рынке свой товар торговец.
Знаменитый Алайский базар даже в священный для мусульман месяц Рамадан пропитан неповторимым восточным ароматом. Медовые персики и лепешки, испечь которые — целое искусство. Но все внимание в Ташкенте сегодня к искусству политики, где в отличие от рынка не торгуются, а договариваются.
В преддверии саммита Шанхайской организации сотрудничества, а официальная работа начнется 24 июня, президент Узбекистана Ислам Каримов на правах хозяина устраивает неформальный прием.
Когда на улице далеко за 30 градусов, то прием по-настоящему горячий. Но ему предшествует целая серия двух- и трехсторонних контактов. Площадку форума лидеры используют, чтобы переговорить еще и с глазу на глаз.
В резиденции “Куксарой”, что с узбекского означает “Голубой дворец”, Владимир Путин встречается с руководителями Китая и Монголии.
“Российский бизнес готов участвовать в модернизации Улан-Баторской железной дороги, намерены развивать рынок автомобильных грузоперевозок, что поможет более полно использовать транзитный потенциал наших стран. Отмечу, что расширению поставок, торговых связей между нашими странами, в том числе приграничных связей, будет способствовать и дальнейшее упрощение таможенных процедур”, — подчеркивает президент России Владимир Путин.
“Налицо позитивные результаты. Все это говорит о том, что, будучи соседями, мы способны наладить тесное сотрудничество”, — заметил в ответ председатель КНР Си Цзиньпин.
Монгольский президент Цахиагийн Элбэгдорж с коллегами согласен. В Шанхайской организации сотрудничества у него пока статус наблюдателя. А дивиденды уже есть: сегодня договорились о 30 инвестпроектах.
“Федеральное агентство по туризму прорабатывает ряд предложений, среди которых организация международного туристического маршрута “Великий чайный путь”, который может связать 20 регионов России с Китаем и Монголией. Возможен запуск специального экскурсионного поезда”, — рассказал Владимир Путин.
Когда отношения соседей настолько тесно связаны, случаются и разногласия. Главное — говорить обо всем открыто. Например, о планах Улан-Батора построить гидротехнические сооружения в бассейне реки Селенга. Путин предлагает оптимальное решение.
“Отношение России и международных природоохранных организаций к этому проекту известно. Его реализация может порождать определенные риски для водоснабжения нашей Иркутской области и уникальной экологии Байкала. Селенга — главный приток озера Байкал. Что касается энергодефицита Монголии, то это вопрос серьезный, мы это понимаем. Российские станции могли бы увеличить подачу вырабатываемого ими электричества в северные районы Монголии”, — предложил глава российского государства.
Большой разговор Путин и Си Цзиньпин продолжили уже вдвоем. В Шанхайской организации у них ключевая роль. Даже официальные языки партнерства — китайский и русский. Им есть о чем поговорить. Тем более, что из Ташкента вместе полетят в Пекин. В преддверии визита Путин подробно ответил на вопросы главного китайского информагентства, отметив и теплые отношения с лидером КНР, — за прошлый год лично встречались пять раз.
“Хороший друг и надежный партнер” — а за ним вся страна, охарактеризовал своего партнера Путин.
“Китай усиливает свое присутствие на нашем энергетическом рынке, является крупным акционером в одном из наших значимых проектов — “Ямал СПГ”, приобрел 10 процентов в одном из наших ведущих химических холдингов — “Сибур”. Мы приветствуем эти китайские инвестиции не только с точки зрения вложения финансовых ресурсов, но и с точки зрения углубления нашего партнерства”, — добавил Путин.
Проект, что называют контрактом века, — 30-летние поставки газа на 400 миллиардов долларов. А свой проект “Большого шелкового пути” Китай намерен интегрировать в Евразийский экономический союз.
Плюс проекты Шанхайской организации, которая встречает свое пятнадцатилетие, изрядно прибавив как в экономическом, так и в политическом весе.