идея Евразийского Экономического Союза: – Его концепция базировалась на истине, одинаково близкой и понятной всем гражданам наших стран, – отметил господин Назарбаев: президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА
Евразийский Экономический Союз, новое интеграционное объединение на карте мира. С одной стороны данный процесс должен только радовать. Однако, в свете последних политических событий на попытки постсоветских государств заявить о своем единстве смотрят настороженно, причем все, включая население самих государств. Не желая вникать в тонкости и дипломатические хитросплетения, а так же черпая информацию из весьма своеобразных и не всегда объективных источников, противники интеграции рисуют страшненькую картину возрождения тоталитарного СССР с лагерными вышками и сплошным ГУЛАГом. Картину, отметим, очень выгодную для тех, кому подобное стратегическое партнерство приходится как серпом, по конкуренции.
Методы борьбы с интеграционными объединениями уже отработаны. Оптимальным здесь считается протест внутри самих стран-участников. Как правило, рядовых граждан пугают утратой государственного суверенитета и тотальной зависимостью от России.
РЕИНКАРНАЦИИ НЕ БУДЕТ
Насколько подобные заявления соответствуют, (а точнее не соответствуют) действительности, можно сделать вывод со слов одного из главных инициаторов ЕАЭС, президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Выступая с лекцией в Московском Гуманитарном университете им Ломоносова, она напомнил, что 20 лет назад, в этих же стенах им и была впервые выдвинута идея Евразийского Экономического Союза.
– Его концепция базировалась на истине, одинаково близкой и понятной всем гражданам наших стран, – отметил господин Назарбаев. – Общая история, взаимное экономическое притяжение, тесная взаимосвязь культур и близость людских стремлений дают нашим народам шанс выстроить новый тип многосторонних межгосударственных связей. Я был и остаюсь твёрдым сторонником того, что Евразийский Союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учёта прагматических интересов каждой страны-участницы. Эта инициатива стала отправной точкой для нового исторического процесса, который сейчас называют евразийской интеграцией.
Такое заявление, уже как минимум противоречит версии о возрождении СССР и свидетельствует о том, что союз возможен только между равноправно-независимыми государствами. Смысла действовать в ущерб суверенности Казахстана, у его лидера нет.
20 лет назад инициатива Назарбаева не нашла должного отклика у коллег по СНГ. Но, как показало дальнейшее развитие, в последующие годы было создано множество гуманитарных, политических и экономических интеграционных площадок. Это и Евразийский банк развития, и Евразийский деловой совет, и Евразийский Медиа-форум, Евразийская ассоциация университетов и многие другие.
Евразийская интеграция оказалась только на пользу населению сотрудничающих стран – вырос товарооборот между государствами, снизились таможенные барьеры, сделалось возможным создание совместных предприятий и сотрудничество в ряде сфер, начиная с образования, трудоустройства и пр. Во многом решены вопросы безопасности региона.
Отдельно следует отметить экономические успехи – совокупный объем экономик только самых активных государств участников, Беларуси, Казахстана и России составляют 2,2 триллиона долларов. Общий объём выпуска промышленной продукции трёх стран составил почти 1,5 триллиона. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить порядка 900 миллиардов долларов.
– Сегодня, говоря о Евразийском экономическом союзе, кое-кто из экспертов и политиков пугает мировое общественное мнение мифической «реинкарнацией» Советского Союза, – не без иронии отметил казахстанский лидер. – Считаю, что рассуждения на этот счёт далеки от реальности и беспочвенны. Сегодня для реинтеграции по советскому образцу просто нет институциональной базы. Всё окончательно и бесповоротно стало достоянием истории. Народы постсоветского пространства построили свою собственную государственность. Нынешняя система собственности, социальная структура и экономический уклад наших обществ ушли далеко вперёд от советской архаики. И в этом мы едины во мнении с руководством России и Беларуси.
Новой заметной вехой на пути евразийской интеграции – должно стать грядущее подписание договора о создании Евразийского Экономического Союза. Возможно, это будет сделано уже в ближайшее время. Ряд двухсторонних и трехсторонних встреч глав государств-участников, состоявшихся в конце апреля, а так же очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета в Минске свидетельствуют о том, что переговоры ведутся полномасштабные, на всех уровнях.
Как отметил президент РФ Владимир ПУТИН, за предыдущие годы всеми участниками была проделана огромная работа
«по созданию самого продвинутого на постсоветском пространстве интеграционного объединения».
– Таможенный союз, который мы создали, работает и приносит реальную пользу, – считает российский лидер. – Это мы видим на результатах экономики наших стран. Это абсолютно очевидный факт. Но мы можем сделать ещё один шаг, мы договаривались об этом, шаг по углублению нашего взаимодействия, продвинуть наше сотрудничество на более высокий уровень.
Реальное, официальное и документально-подтвержденное создание ЕАЭС, по мнению главы РФ, позволит странам-участницам повысить конкурентоспособность своих экономик, сделать их более эффективными, привлекать внутренние и внешние инвестиции.
– Да, есть некоторые вопросы, которые на экспертном уровне не полностью ещё доработаны, – отмечает г-н Путин. – Мы, собственно, для этого и собрались. Но я соглашусь с вами, уважаемые коллеги, в том, что можно всегда дополнительно над ними поработать и найти вещи, которые будут приемлемы для всех.
А искать их придется. В данный момент наиболее сложным и неурегулированным вопросом оказался белорусский. Так, по мнению президента РБ Александра ЛУКАШЕНКО, Евразийский союз должен формироваться на принципе отсутствия изъятий и ограничений во взаимной торговле, в т.ч. нефтью. Астана и Москва этого мнения не разделяют.
– Сформировался круг вопросов, по которым мнения расходятся, и их перечень настораживает – отмечает белорусский лидер. – Нам предлагают оставить нерешенными проблемы, которые надо было решить на предыдущем этапе.
С одной стороны подобные заявления свидетельствуют, что процесс интеграции проходи не так гладко как хотелось, с другой о том, что о диктате со стороны России речи нет, и при заключении договоренностей учитываются интересы всех партнеров будущего объединения. Впрочем, стороны рассчитывают на то, что им удастся прийти к компромиссу по тем аспектам договора о Евразийском экономическом союзе, которые пока остаются несогласованными.