Известный в мире экономист, лауреат Нобелевской премии мира, профессор Мухаммад Юнус объявил о концепции изменений в мире в постпандемический период. Об этом он написал в письме в Международный фонд Евразия Пресс:
“Дорогой Умуд, Привет из Дакки. Я надеюсь, что вы в безопасности и здоровы во время пандемии. Сообщаю вам, что послал вам статью под названием “Нет пути назад”. В ней я подчеркиваю, что экономически, социально и экологически мир находился на пути катастрофы до того, как началась пандемия коронавируса. Хочу сказать, что мы ни при каких обстоятельствах не должны возвращаться в прежний мир после того, как пандемия закончится, а вместо этого построить новый и более устойчивый мир.”
Наши дружеские отношения с Мухаммадом Юнусом восходят к началу 2000-х гг.. Визит этого известного человека в нашу страну в июне 2016 г. был инициирован Международным Фондом Евразия Пресс, при поддержке Университета ADA и Азербайджанским Государственным Экономическим Университетом. В первый же день визита проф. Мухаммад Юнус был официально принят Президентом Ильхамом Алиевым. Дискуссия между Г-м Президентом и проф. М.Юнусом, направленная на популяризацию деятельности М. Юнуса в стране, по продвижению социального бизнеса и укреплению принципов социальной ответственности, стала серьезным вызовом как для министерств, так и для различных государственных структур, а также для гражданского общества и коммерческих организаций. Искренние взгляды лауреата Нобелевской премии мира проф. Мухаммада Юнуса на нашу страну, его взгляды на успешную динамику социальных реформ, осуществляемых главой государства и первым вице-президентом, а также его видеообращения были встречены с большим энтузиазмом. Он никогда не скрывал своей благодарности за высокое понимание философии социального бизнеса в Азербайджане и всегда выражал свое особое внимание и интерес к Азербайджану на международной арене. Сегодня, когда формируется новая система мировых отношений, он просит нас донести до азербайджанского читателя те идеи, которые все от него ждут.
“Я хотел бы, чтобы вы помогли опубликовать мою статью в самых популярных газетах Азербайджана, чтобы мои взгляды были широко распространены среди общественности”, – написал мне лауреат Нобелевской премии мира М. Юнус.
Я хотел бы напомнить читателям, что профессор Мухаммад Юнус был награжден более 50 почетными степенями университетов 20 стран, 112 наградами из 26 стран, в том числе государственными наградами из 10 стран. Он является одним из семи лауреатов Нобелевской премии мира, медали Свободы президента Соединенных Штатов и золотой медали Конгресса США, а также одним из 15 самых известных “глашатаев мира” Генерального секретаря ООН. Во время своего визита в Баку он был удостоен высшей награды Международного Фонда Евразия Пресс и почетной докторской степени Азербайджанского Государственного Экономического Университета.
Он является автором теории “3 нуля – 0 бедности, 0 безработицы, 0 выбросов углекислого газа”, идеи социального бизнеса, теоретических основ микрофинансирования. Адресованная нам проф.М. Юнусом “Программа Посткороновирусной реконструкции” – это уникальный документ, на который государства могут ссылаться при анализе и концептуальном разборе проблем, стоящих перед современным миром, а также будущего мира.
Ниже мы представляем нашим читателям программу лауреата Нобелевской премии мира, проф. Мухаммада Юнуса, которая представляет большой интерес на международной арене.
Умуд Мирзаев
Президент Международного Фонда Евразия Пресс
Программа Реконструкции После Коронавируса
“Назад Пути Нет”
Мухаммад Юнус
Масштабы ущерба, который наносит миру коронавирусная пандемия, просто поражают воображение. Однако, несмотря на этот огромный ущерб, он предоставляет нам беспрецедентную возможность.
Прямо сейчас весь мир должен решить как ответить на один большой вопрос. Речь идет не о том, как снова запустить экономику. К счастью, мы знаем ответ. Мы накопили хороший опыт управления процессом восстановления. Главный вопрос, на который мы должны ответить, заключается в следующем: возвращаем ли мы мир туда, где он был до появления коронавируса? Или мы переделываем мир? Решение полностью за нами.
Излишне говорить, что мир до коронавируса не был добр к нам. Пока коронавирус не стал новостью, весь мир кричал о всех тех ужасных вещах, которые вот-вот произойдут с миром.
Мы буквально считали дни, когда вся планета будет непригодна для человеческого существования из-за климатической катастрофы; как мы находимся под серьезной угрозой массовой безработицы, созданной искусственным интеллектом; как концентрация богатства достигла взрывоопасного уровня. Мы напоминали друг другу, что нынешнее десятилетие – это десятилетие последнего шанса. После этого десятилетия все наши усилия принесут лишь незначительные результаты, недостаточные для спасения нашей планеты.
Стоит ли нам возвращаться в тот мир? Выбор за нами.
Коронавирус внезапно изменил контекст и исчисление мира. Он открыл перед нами дерзкие возможности, которых раньше никогда не существовало. Внезапно мы оказываемся в tabula rasa ( С чистого листа ). Мы можем идти в любом направлении, куда захотим. Какая невероятная свобода выбора!
Прежде чем возобновить экономику, мы должны договориться о том, какую экономику мы хотим. Прежде всего мы должны согласиться с тем, что экономика – это средство. Это облегчает нам достижение поставленных нами целей. Она не должна вести себя как смертельная ловушка, созданная некой божественной силой, чтобы наказать нас. Мы ни на минуту не должны забывать, что это инструмент, созданный нами самими. Мы должны продолжать проектировать и перестраивать ее до тех пор, пока не достигнем высшего коллективного счастья.
Если в какой-то момент мы почувствуем, что она не ведет нас туда, куда мы хотим, мы сразу же поймем, что с ее аппаратным или программным обеспечением, которое мы сейчас используем, что-то не так.
Все, что нам нужно сделать, – это починить его. Мы не можем оправдываться, говоря: “жаль, что мы не можем достичь наших целей, потому что наше программное или аппаратное обеспечение не позволит нам этого сделать”. Это было бы неприемлемо неубедительным оправданием . Если мы хотим создать мир с нулевым чистым выбросом углерода, мы создаем для этого правильное оборудование и программное обеспечение. Если мы хотим создать мир с нулевой безработицей, мы делаем то же самое. Если мы хотим создать мир, в котором не будет концентрации богатства, мы делаем то же самое. Все дело в создании правильного оборудования и правильного программного обеспечения.
Сила в нас самих. Когда люди ставят себе целью что-то сделать, они просто делают это. Для человека нет ничего невозможного.
Самая захватывающая новость заключается в том, что коронавирусный кризис предлагает нам почти безграничные возможности начать все сначала. Мы можем начать проектировать наше оборудование и программное обеспечение на практически чистом экране.
Пост-коронный редизайн должен основываться на социальном и экологическом сознании
Одно простое единодушное глобальное решение чрезвычайно поможет нам: четкая инструкция, что мы не хотим возвращаться туда, откуда пришли. Мы не хотим прыгать в одну и ту же сковородку во имя выздоровления.
Мы даже не должны называть это программой “восстановления”.
Чтобы прояснить нашу цель, мы можем назвать ее программой реконструкции. Компании будут вынуждены играть ключевую роль, чтобы это произошло. Отправным пунктом программы посткороновой реконструкции должно стать прочное включение социального и экологического сознания в центр процесса принятия всех решений. Правительства должны гарантировать, что ни один доллар никому не будет предложен, если только правительство не будет уверено в том, что он принесет обществу максимальную социальную и экологическую выгоду по сравнению со всеми другими вариантами. Все действия, связанные с реконструкцией, должны привести к созданию социально, экономически и экологически сознательной экономики как для страны, так и для всего мира.
Время пришло
Мы начинаем с пакетов “реконструкции” для планов и действий, управляемых общественным сознанием. Мы должны разработать наши планы прямо сейчас, когда находимся в самой гуще кризиса. Когда кризис закончится, начнется паническое бегство старых идей и старых примеров спасения, чтобы ускорить действия по их пути.
Будут приведены веские аргументы, чтобы сорвать новые инициативы, заявив, что это непроверенная политика. (Когда мы предположили, что Олимпийские игры могут быть спроектированы как социальный бизнес, оппоненты приводили те же аргументы. Теперь Парижская Олимпиада 2024 года проектируется таким образом с растущим волнением на этом пути). Нам нужно подготовиться до того, как начнется давка. Время пришло.
Социальный бизнес
В этом всеобъемлющем плане реконструкции я предлагаю отдать центральную роль новой форме бизнеса – социальному бизнесу. Это бизнес, созданный исключительно для решения проблем людей, без какой-либо личной выгоды со стороны инвесторов, кроме как для окупаемости первоначальных инвестиций. После того, как первоначальные инвестиции возвращаются, вся последующая прибыль идет в бизнес.
У правительств будет много возможностей поощрять, расставлять приоритеты, открывать пространство для социального бизнеса, чтобы он мог взять на себя серьезные обязательства по реорганизации. В то же время правительства не должны ожидать, что социальные предприятия появятся везде в то время и в том размере, в котором они необходимы. Правительства должны приступить к осуществлению своих программ, таких как забота о нуждающихся и безработных с помощью традиционных программ социального обеспечения, предоставление услуг в области здравоохранения, возрождение всех основных услуг и поддержка всех видов бизнеса, где социальные бизнес-возможности проявляются медленно.
Для ускорения выхода на рынок социального бизнеса правительства могут создавать фонды венчурного капитала социального бизнеса, централизованно и на местном уровне, поощрять частный сектор, фонды, финансовые учреждения, инвестиционные фонды, создавать фонды венчурного капитала социального бизнеса, поощрять традиционные компании к тому, чтобы они сами становились социальными предприятиями или принимали социальных деловых партнеров. Корпорации и все предприятия могут быть поощрены к тому, чтобы иметь свои собственные социальные предприятия или создавать совместные предприятия социального бизнеса с социальными деловыми партнерами.
В рамках программы восстановления правительства могут финансировать социальные предприятия для скупки компаний и связываться с нуждающимися компаниями, чтобы превратить их в социальные предприятия. Центральный банк может разрешить социальному бизнесу, как и другим предприятиям, получать финансирование от финансовых институтов для инвестирования в фондовый рынок.
В процессе восстановления возникнет много возможностей; правительства должны привлекать как можно больше субъектов социального бизнеса.
Кто такие инвесторы социального бизнеса? Где же мы их найдем?
Они есть везде. Мы их не видим, потому что наши существующие экономические учебники не признают их существования. В результате наши глаза не должны быть приучены видеть их. Только в последнее время экономические курсы включают в себя некоторые дискуссии по таким темам, как социальный бизнес, социальное предпринимательство, влияние инвестиций, некоммерческие организации и т.д., а также побочные вопросы, вдохновленные глобальным восхищением Грамин банком и микрокредитованием.
Пока экономика остается наукой о максимизации прибыли, мы не можем полностью полагаться на нее в программе реконструкции, основанной на социальном и экологическом сознании, бизнесе в общей экономике по мере роста экономики.
Успех социального бизнеса будет виден тогда, когда он не только вырастет в больший процент экономики, но и произойдет быстрый рост числа предпринимателей, где одни и те же предприниматели занимаются обоими видами бизнеса.
Это послужит сигналом к началу развития экономики, основанной на социальном и экологическом сознании.
Как только государственная политика начнет признавать социальный бизнес предпринимателей и инвесторов, такие предприниматели и инвесторы с энтузиазмом выступят вперед, чтобы сыграть важную социальную роль, требуемую исторической возможностью. Предприниматели социального бизнеса не являются членами небольшого благотворительного сообщества. Это значительная глобальная эко-система, которая включает в себя гигантские транснациональные компании, крупные фонды социального бизнеса, множество талантливых руководителей, корпоративные органы, фонды, трасты, имеющие многолетний опыт финансирования и управления глобальным и местным социальным бизнесом.
Когда концепция и опыт социального бизнеса начинают привлекать внимание правительства, многие опытные предприниматели будут рады раскрыть неизведанную часть своего таланта, чтобы стать успешными предпринимателями социального бизнеса и играть очень ценные социальные роли во время социальных и экономических кризисов, таких как кризис климата, кризис безработицы, кризис концентрации богатства и т. д.
Люди рождаются предпринимателями, а не ищущими работу
Программа реконструкции должна нарушить традиционное разделение труда между гражданами и правительством. Считается само собой разумеющимся, что роль граждан состоит в том, чтобы заботиться о своих семьях и платить налоги; это обязанность правительства (и в ограниченной степени некоммерческого сектора) заботиться обо всех коллективных проблемах, таких как климат, рабочие места, здравоохранение, образование, водоснабжение и так далее. Программа реконструкции должна сломать эту разделительную стену и побудить всех граждан выйти вперед и проявить свой талант разрешителя проблем, создав социальный бизнес. Их сила заключается не в размерах их инициатив, а в их количестве. Каждая маленькая инициатива, помноженная на большое число, оказывается значимым национальным действием.
Одной из проблем, которую предприниматели социального бизнеса могут немедленно решить, будет проблема безработицы, вызванная крахом экономики. Инвесторы социального бизнеса могут заняться созданием социального бизнеса для создания рабочих мест для безработных. Они также могут открыть возможность превращения безработных в предпринимателей и продемонстрировать, что люди рождаются предпринимателями, а не ищущими работу. Социальные предприятия могут участвовать в создании надежной системы здравоохранения в сотрудничестве с государственной системой.
Социальный бизнес-инвестор не обязательно должен быть частным лицом. Это могут быть учреждения, такие как инвестиционные фонды, трасты, компании по управлению социальным бизнесом. Многие из этих учреждений очень хорошо знают, как работать в дружеских отношениях с традиционными владельцами компаний. Из-за отчаяния и срочности ситуации после коронавируса правильный призыв правительства может вызвать всплеск активности, о котором раньше никто не знал. Это будет испытание лидерства, чтобы показать, как мир может быть вдохновлен на возрождение совершенно неизвестными способами, исходящими от молодежи, среднего возраста и стариков, мужчин и женщин.
Нет места чтобы спрятаться
Если мы не сможем осуществить посткоронавирусную программу, основанную на социальном и экологическом сознании мы будем приближаться к катастрофе, которая во много раз хуже того, что принесла корона. Мы можем спрятаться в наших домах от коронавируса, если не сможем решить ухудшающиеся глобальные проблемы, нам некуда будет спрятаться от разгневанной матери-природы и разгневанных масс по всему миру.