8-9 июля в Варшаве пройдет саммит НАТО.
Обсуждать на нем будут и помощь Украине, власти ожидают решение о крупной поддержке для реформирования армии.
Президент Петр Порошенко посетит саммит, а Украина будет единственной страной на встрече, не состоящей в альянсе.
Корреспондент.net разбирался чего Украине ждать от саммита НАТО.
План работы саммита
Лидеры стран НАТО в Варшаве примут ключевые решения по укреплению обороны Альянса, а также мер сдерживания и стабильности за пределами НАТО, заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг.
“Нам нужно сделать следующие шаги. Поэтому на саммите в Варшаве мы согласуем дальнейшее повышение нашего военного присутствия в восточной части Альянса”, – отметил Столтенберг.
Лидеры согласуют дислокации международных батальонов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше.
Генсек альянса добавил, что меры по укреплению обороноспособности также включают в себя рассчитанное присутствие на юго-востоке, на основе международного батальона НАТО в Румынии и шаги по совершенствованию кибербезопасности, гражданской обороны и способности защищаться от атаки баллистических ракет.
Столтенберг также отметил, что после нескольких лет снижения оборонных бюджетов, по оценкам НАТО расходы на оборону европейских союзников и Канады, возрастут на 3 процента – или 8 млрд долларов США – в этом году.
Что касается ситуации на Ближнем Востоке, генсек сообщил, что лидеры НАТО согласуют развертывание самолетов AWACS, которые будут предоставлять информацию глобальной коалиции, ведущей борьбу с ИГИЛ.
Столтенберг подчеркнул, что НАТО продолжит поддержку Афганистана и финансирование афганских силовых структур до 2020 года, а также рассказал об усилиях по укреплению сотрудничества с Украиной, Грузией и Республикой Молдова.
Украинский вопрос
Во время саммита пройдет отдельное заседание на самом высоком уровне, посвященное Украине.
Киев ожидает от саммита НАТО в Варшаве конкретных проектов и решений по наполнению трастовых фондов для реформирования сектора безопасности Украины, заявил министр иностранных дел Павел Климкин.
“Как только этот пакет будет согласован, вы все увидите его составляющие. Ряд составляющих – это конкретные проекты, ряд составляющих – это трастовые фонды, которые продолжат наполняться”, – сказал Климкин.
Министр не уточнил, о каких суммах идет речь, однако пояснил, что это касается и помощи в виде технического оснащения, а также тренировок украинских военнослужащих на полигонах.
При этом он отметил, что некоторые направления будет финансировать Альянс, а некоторые отельные страны-члены НАТО по линии двустороннего сотрудничества.
“Финальным результатом саммита должен стать пакет документов, матрица, каким образом поднять весь оборонный сектор Украины к стандартам НАТО. Это должен быть всеобъемлющий пакет помощи”, – подчеркнул министр.
Цели Порошенко
Президент на саммите планирует лично представить стратегический бюллетень, разработанный СНБО для перехода отечественного военпрома на стандарты НАТО.
Политолог Руслан Бортник разделяет задачи президента на две категории: стратегические и тактические.
“По первым Порошенко должен ставить вопрос о предоставлении со стороны НАТО гарантий безопасности, чтобы в случае полномасштабной войны Альянс помог обеспечивать нашу безопасность. Среди тактических — добиться помощи при переходе на стандарты НАТО. У нас же в военной доктрине уже зафиксирован курс на ассоциацию с НАТО: даже не вступая в Альянс, мы модернизируем свои стандарты — как технологические, так и военные”, — отметил эксперт.
Украинцы за НАТО
За вступление Украины в НАТО, если был бы проведен референдум, проголосовали бы 78% украинцев, по данным опроса фонда Демократические инициативы имени Илька Кучерива.
На гипотетическом референдуме по НАТО, за вступление в альянс проголосовали бы 78% украинцев, 17% – против. Явка составила бы – 58% избирателей.
Явка была бы высокой в мае 2016 года не только на Западе (82%) и в Центре (58%), но и на Донбассе – 56%.
Во всех макрорегионах, кроме Донбасса, референдум был бы выигран.
Исследование фонд проводил совместно с социологической службой Центра Разумкова с 11 по 16 мая 2016 года. Было опрошено 2016 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины, за исключением АР Крым и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.