Согласно отчету World Happiness Report, который составляет ряд влиятельных экономистов, самые счастливые люди живут в Швейцарии, Исландии, Дании и Норвегии.
Джеффри Сакс (Jeffrey Sachs) из Колумбийского университета, Ричард Лейард (Richard Layard) из Лондонской школы экономики и Джон Хеллиуэлл (John Helliwell) из Британского Колумбийского университета работают над этими отчетами с 2012 года. Смысл своей работы они видят в том, чтобы напомнить государствам мира, что уровень успешности страны не упирается в одни лишь темпы экономического роста или какие-то другие показатели подобного рода. Конечно, в развитых странах уровень счастья — более высокий, так как там больше богатых и здоровых людей. Но это далеко не единственные показатели благополучия. И именно это составители и пытаются уловить в своем отчете: они просят жителей разных стран оценить разные аспекты их жизни.
Ученые пришли к выводу, что основных переменных факторов, которые влияют на уровень счастья, — шесть: ВВП на душу населения, социальная поддержка граждан со стороны государства, продолжительность жизни, наличие у людей свободы выбора, отзывчивость граждан и показатель коррупции. При этом социальная поддержка граждан и отзывчивость (или взаимопомощь) относительно независимы от экономического развития или политической системы страны. Это объясняет, почему жители относительно бедных стран с плохо развитой демократией могут быть более счастливыми, чем жители наиболее демократичных западных стран. Например, мексиканцы по показателям счастливее американцев, бразильцы счастливее жителей богатого и свободного Люксембурга, а венесуэльцев жизнь устраивает больше, чем сингапурцев.
На вершине пьедестала, таким образом, оказываются страны, где живут богатые, здоровые и свободные люди, которые помогают друг другу в трудный час. Остается лишь предположить, что Исландия, Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция входят в десятку самых счастливых стран мира благодаря «Закону Янте» (Law of Jante, негласный свод правил, сформулированный писателем Акселем Сандемусе и регулирующий жизнь в обществе, которое не признает права на индивидуализм — прим. ред.). Скандинавы могут подшучивать над этими правилами, поскольку они выставляют индивидуализм преступлением, но «Закон Янте» действительно помогает создать необычайно сплоченное и дружное сообщество. Именно с помощью этого «закона» авторы объясняют удивительную устойчивость Исландии перед экономическим коллапсом и второе место этой страны в рейтинге самых счастливых государств. В Исландии живет рекордное число людей, у которых есть на кого положиться в трудную минуту.
В отчете учёных есть глава, в которой подчеркивается важность таких принципов взаимоотношений, как «взаимодействие» и «совместная деятельность» (здесь имеется в виду совместное участие в общественно значимых мероприятиях) в построении счастливого общества. Люди счастливее, когда они чувствуют своё значение и призвание в социуме — возможно, через группы, частью которых они являются. В Скандинавии на высоком уровне находятся оба показателя: и принадлежность к группам, и уровень счастья.
Самые счастливые страны — те, где люди считают себя важным звеном в жизни своей страны. Это касается как Швейцарии, которая славится прямой демократией и сплоченными сообществами, так и скандинавских стран, которые, как написал Сакс в своей главе отчета, обладают, возможно, «самым крупным общественным капиталом в мире». Участие граждан в жизни страны, совещательная демократия помогают выработать в обществе взаимное доверие, которое является важным компонентом социального капитала. Люди в большей степени готовы платить налоги, менее склонны к коррупции, становятся нормой широкие системы социальной защиты.
Подобные отношения, однако, — сложная и деликатная система. Самые счастливые страны имеют сравнительно небольшое население. Самая крупная по населению страна, которая входит в топ-10 самых счастливых стран, — это Канада с населением в 35 миллионов человек. Участие страны в крупных союзах или блоках (в таких, как ЕС) не помогает нарастить социальный капитал. Более того, когда в таких союзах некоторые страны отстают по каким-то показателям, система доверия там ломается, люди перестают верить правительству и друг другу, а уровень счастья падает ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из одних только экономических показателей. Именно это произошло в Греции, которая потеряла больше всего позиций в рейтинге счастья в период с 2005 по 2007 год. В похожую ситуацию попали Италия и Испания.
Один из выводов, которые делают исследователи, заключается в том, что странам мира следует больше заботиться о выстраивании своей собственной социальной системы, а не пытаться использовать чужие правила, которые сработали где-то еще. Это явный пересмотр взглядов для Джеффри Сакса и Ричарда Лейарда, которые после распада Советского Союза советовали российскому правительству взять ультралиберальный экономический курс. Сакс пишет (ссылаясь, вероятно, на провал российского либерального эксперимента или на экономические трудности, с которыми Греция столкнулась после списания части долгов): «Если провозглашенные правовые нормы и законы идут вразрез с социальными, и, что более важно, с моральными нормами, преобладающими в этом обществе, то разве смогут законы дать желаемых результатов? Их не будут соблюдать просто потому, что будет невозможно наказать всех нарушителей. Что еще хуже, такое несоответствие подорвет доверие граждан и к социальным и моральным нормам, что станет прямой угрозой социальной стабильности».
Как бы мы ни любили амбициозные и масштабные реформы и программы, они могут помешать построению счастливого общества. Точечные и осторожные меры, которые не будут угрожать хрупкой системе отношений между людьми в обществе, принесут куда больше результатов.