Россия и Турция подвели итоги уходящего года в Сочи

Eastern Europe

ДНД – 29 декабря 2020

Министры иностранных дел России и Турции Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу во вторник провели в Сочи переговоры, на которых подвели итоги уходящего года и построили планы на следующий. В ходе публичной части встречи и на пресс-конференции министры не акцентировали внимание на разногласиях между странами, напротив, они говорили об «абсолютно единых позициях» по ключевым вопросам. Звучала и тема противодействия США, которые, как напомнили господа Лавров и Чавушоглу, используют «нелегитимные санкции» и «применяют методы недобросовестной, нечестной конкуренции».
Сообщает Коммерсантъ.

Список тем, которые Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу обсудили во вторник, был велик. Но эти темы объединяло одно: по каждой из них Москва и Анкара выступают как главные внешние игроки, не позволяющие кому-то другому контролировать ситуацию. Речь идет о Сирии, Ливии, и, пожалуй, самом громком внешнеполитическом конфликте 2020 года — Нагорном Карабахе.

В первую очередь Сергей Лавров на пресс-конференции упомянул о Сирии, заострив внимание на необходимости выполнения договоренности президентов двух стран Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана по Идлибу. Напомним, что в феврале Россия и Турция чуть не оказались втянуты в прямое противостояние в Сирии, но в итоге смогли договориться о прекращении огня в этом районе. Однако часть поставленных руководством двух стран задач до сих пор не выполнена. «Мы бы хотели, чтобы это происходило быстрее», — сказал Сергей Лавров. Речь в первую очередь о создании коридора безопасности южнее трассы М4.

О еще одной договоренности президентов РФ и Турции по Сирии, касающейся курдов, ни Сергей Лавров, ни его турецкий коллега публично не упомянули, хотя именно этот вопрос требует сейчас внимания обеих сторон.
Напомним, что накануне стало известно о размещении российской полиции в районе населенного пункта Айн-Иса на границе с созданной осенью прошлого года турецкой буферной зоной на севере Сирии. С ноября там не прекращаются бои между протурецкими силами и курдскими «Отрядами народной самообороны», которые Анкара причисляет к террористам. Турция требует их ухода из Айн-Исы, в противном случае она угрожает новой военной операцией в Сирии. Москва готова предотвратить военные действия, но при условии, что курды передадут эту территорию под контроль Дамаска. В любом случае российский и турецкий министры решили не выносить на публику свои разногласия по этому и другим вопросам.

Вместо этого господин Чавушоглу решил сделать своему собеседнику комплимент. «Мы поддерживаем инициативу по принятию новой конституции Сирии. Мы видим результаты усилий Российской Федерации в настоящее время», — сказал он, хотя почти наверняка и в этом вопросе позиции Москвы и Анкары не будут совпадать целому ряду пунктов.

Что же касается Ливии, то, по словам Сергея Лаврова, стороны «договорились продолжать всемерно способствовать нормализации обстановки через всеохватный межливийский диалог с участием всех ключевых политических сил и представителей всех трех исторических регионов» страны.
Определенные успехи, по его словам, есть уже сейчас. «На самом деле ситуация весьма и весьма серьезная. Не так давно на юге были некоторые инциденты в нарушение договоренности о прекращении огня, — напомнил господин Лавров. — Но с тех пор ситуация в целом стабилизировалась, и в основном летние договоренности соблюдаются. Этому всячески надо способствовать, надо делать все, чтобы консолидировать эту договоренность, в том числе через поддержку созданного сторонами военного комитета “5+5″». Кроме того, российская сторона выразила готовность содействовать в урегулировании кипрской проблематики и других проблем Средиземноморья, а Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что Анкара и Москва намерены укреплять сотрудничество по региональным вопросам.

Почему в 2020 году Москва и Анкара резко расширили тематику своего двустороннего сотрудничества
Разногласия Москвы и Анкары по Нагорному Карабаху тоже остались за кадром, хотя в их существовании сомневаться не приходится. «Наше общее мнение заключается также в том, что ситуация в Нагорном Карабахе не должна использоваться для попыток проникновения иностранных наемников в этот регион. Здесь у нас с турецкими коллегами абсолютно единые позиции», — лишь сказал Сергей Лавров, добавив, что приветствует «стремление Анкары содействовать выполнению сторонами конфликта своих обязательств».

В 2021 году поле для взаимодействия России и Турции в этом регионе расширится — уже в январе, по данным турецкого телеканала NTV, в Агдамском районе Азербайджана должен заработать российско-турецкий совместный центр контроля за перемирием. На пресс-конференции точных дат не назвали, однако, по словам господина Лаврова, сейчас «происходит процесс его (центра.— “Ъ”) активного развертывания». «Мы должны мобилизовать все наши возможности по укреплению и увеличению доверия, тогда мы сможем установить прочный мир и, таким образом, нормализовать отношения между странами», — вторил ему господин Чавушоглу.

Министры дали понять, что России и Турции есть о чем поговорить и кроме всевозможных военных конфликтов.
Так, по словам Мевлюта Чавушоглу, турецкое правительство сейчас обсуждает вопрос о совместном с Россией производстве вакцины от коронавируса «Спутник V». При этом в Анкаре, как следовало из выступления, недовольны тем, что, хотя для россиян въезд в Турцию едва ли не самый свободный, турецким гражданам после инцидента со сбитым в Сирии в 2015 году российским Су-24 так и не разрешили въезжать в РФ без визы.

Противник у Москвы и Анкары, мешающий достижению их целей, как следовало из выступлений министров, тоже один — это США и коллективный Запад.
«Наши отношения обрели стратегическое значение задолго до того, как Запад стал грозить и вводить свои нелегитимные односторонние санкции», — сказал Сергей Лавров, имея в виду санкции против Анкары за покупку российских комплексов С-400. По его мнению, Запад «хочет применять методы недобросовестной, нечестной конкуренции во всех областях, будь то экономика, энергетика, военно-техническое сотрудничество или другая сфера».

«Не важно, в какой степени введение санкций в военно-технической сфере повлияет на нашу оборонную промышленность, — поддержал настрой российского коллеги Мевлют Чавушоглу. — Важно, что подобные решения являются неправильными, агрессией против суверенных прав нашей страны. Мы не откажемся от своих действий из-за санкций. Мы против любых санкций в отношении любой страны».