Какой геополитический путь изберет Россия на фоне экономической войны США и Китая?

Eurasia News

Сеймур Мамедов
Сеймур Мамедов является директором Международного экспертного клуба “ЕврАзиАз”, занимающегося стратегическими вопросами Евразийского региона.

Сеймур Мамедов

Между Китаем и США разворачивается такой уровень конфронтации, который многие политологи именуют второй холодной войной. С 2016 года, после прихода в Белый дом Дональда Трампа, США задействовали свои внутренние ресурсы для снижения экономического влияния Китая в мире.

Это давление на Huawei, торговая война, обвинение Китая в умышленном сокрытии информации о Covid-19, законопроект о санкциях против КНР под названием «Об ответственности за COVID-19», антикитайский акт о правах человека в Синьцзяне, обвинение Пекина в попытках украсть американские разработки вакцины против коронавируса, но это еще не полный список всех претензий, предъявленных Вашингтоном против Пекина. С распространением же COVİD-19 на глобальном уровне, США удалось мобилизовать идеологические, информационные ресурсы стран своих союзников и партнеров на борьбу против Китая:

ряд стран предъявил Пекину многомиллиардные иски якобы за «распространение коронавируса», а в социальных сетях и средствах массовой информации многих стран мира ведется масштабная пропаганда о вреде технологии 5G для здоровья человека.
Однако на фоне растущего давления Запада на Китай наблюдается очень любопытная тенденция – США немного ослабли идеологические и политические конфронтации с Россией. Например, телефонный звонок президента США Дональда Трампа российскому президенту Владимиру Путину в конце марта текущего года. Лидеры обсудили возможности более тесного взаимодействия двух государств на этом направлении. Разговор обоих президентов был продолжительным, сообщили в Кремле. После телефонной беседы двух президентов на днях госсекретарь США Майк Помпео озвучил интересную мысль. «Россия и США могут успешно работать вместе по ряду направлений, включая борьбу с пандемией коронавируса и терроризмом, несмотря на сохраняющиеся противоречия», заявил он в интервью Washington Examiner.
Как мы видим, США поощряют интеграцию с Россией как раз-таки в условиях ожесточенной экономической войны с Китаем. В социальных сетях есть немало спекуляций на тему того, что Россия может поддержать США в борьбе против Китая в обмен на полное снятие экономических санкций, поощрение экономического сотрудничества ЕС и России. То есть Россия может получить колоссальные преференции, если Москва сделает ставку на Вашингтон, а не на Пекин. Готова ли Россия пойти навстречу американским инициативам? Какой геополитический путь сейчас изберет Россия на фоне экономической войны США и Китая?
На фоне экономической войны США с Китаем Россия на данный момент поддерживает и продолжит поддерживать Китай. На это есть несколько причин.
Во-первых, естественная необходимость поддерживать стабильные, устойчивые отношения с экономически и политически мощным соседним государством – Китаем. Россия и Китай имеет большую общую границу. А со странами, с которыми Россия граничит, очень выгодно иметь хорошие добрососедские отношения, чтобы не допускать каких-либо военных провокаций и роста напряженности на границе.
Во-вторых, военное-техническое сотрудничество России и Китай, партнерство в области военной техники вышло на более качественный уровень. Продажа Китаю наиболее современных видов российских вооружений: 24-х истребителей Су-35 и системы ПВО С-400. И два важных события, чего раньше не наблюдалось в российско-китайских отношениях, – это переход на новый уровень в области военных учений – проведение совместных военно-морских учений в Ормузском проливе, в Южно-Китайском и Балтийском морей, а также совместное патрулирование ВВС над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей. И второе событие – российская помощь созданию в Китае системы предупреждения о ракетном нападении. Кстати, на данный момент такую систему имеют только США и Россия. Все это указывает на высочайший уровень доверия между Россией и Китаем.
В-третьих, Россия и Китай состоят в таких международных организациях, как ШОС, БРИКС и других организациях, участие в которых усиливает не только экономическую, но и военную интеграцию обеих стран. А с 2015 года Китай развивает отношения с Евразийским экономическим союзом.
В-четвертых, с одной стороны, растет потребность Китая в энергоресурсах, в особенности в импорте природного газа, а с другой стороны, сокращается доля России в поставках газа на европейский рынок, что создает условия для укрепления китайско- российского сотрудничества в этой сфере. Дело в том, что до запуска поставок трубопроводного газа на Восток российское сырье в основном шло в европейские страны через Украину. Однако в последние годы из-за ситуации в Донбассе и присоединения Крыма отношения Москвы и Брюсселя обострились. И теперь строятся и введены в эксплуатацию новые газопроводы в направлении Востока. Речь идет о запуске совместного газового проекта «Газпрома» и CNPC – «Сила Сибири» в начале декабря 2019 года.
В-пятых, наблюдается ежегодный рост товарооборота Китая и России, и Москве даже выгодно, чтобы объемы американо-китайской торговли сократилось, так как больше внимания и новых проектов достанется России. У Китая огромный рынок, с которым России выгодно сотрудничать.
В-шестых, Россия и Китай заинтересованы в сохранении существующего миропорядка, оба сильные страны с экономической и военной точек зрения, и США не готовы с этим мириться. Им важно остаться одной супердержавой и диктовать всему миру свои условия. И основная задача Запада ослабить влияние России и Китая. Поэтому стратегическое партнерство между Китаем и Россией носит не только экономическую и политическую выгоду, но и позволят поддерживать баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В-седьмых, в России популярность Китая не снижается, а напротив, растет, что связано с распространенным убеждением, что Москва официально развивает с Пекином «стратегическое партнёрство и взаимодействие», что Китай, в отличие от США, является дружественной и практически союзнической страной для России. Согласно большинству исследований, россияне считают Китай наиболее дружественной страной мира. Например, как свидетельствуют данные опроса известной негосударственной исследовательской организации «Левада-центр» за февраль 2018 года, в хорошем отношении к Китаю признались 70% россиян.
Как мы видим, России не выгодно сотрудничать с США против Китая по вышеуказанным причинам. К тому же экономика России акклиматизировалась к старым и новым вызовам, инициированным Западом. В России хорошо понимают, что США – это довольно непредсказуемый партнер – если, например, сегодня они снимут санкции, а завтра введут новые. Между странами отсутствует доверие, поэтому вероятность такого сотрудничества с США нулевая. Да, в российской элите есть не мало прозападных чиновников, которые пытаются убедить российского президента Владимира Путина в необходимости развития отношений с США. И в пользу этого используется такой аргумент, что России важно выйти на высокотехнологичный рынок, развивать высокотехнологичное производство, в чем может понадобиться американский опыт. Но в России также прекрасно знают, что Китай добился невероятных успехов в области инноваций и высоких технологий, поэтому не удивительно то, что Россия в последние годы ведет активную работу в налаживании сотрудничества с Китаем также и в области высокотехнологической промышленности. Западу не остается иного выхода, как смириться с долгосрочным российско-китайским партнерством и дружбой.