Ближний Восток и Центральная Азия просят МВФ о финансовой поддержке

Eastern Europe

ДНД-25 марта 2020 года

Международный валютный фонд рассматривает возможность предоставления финансовой поддержки странам Ближнего Востока и Центральной Азии, многие из которых обратились с просьбой о помощи, поскольку вспышка коронавируса наносит ущерб их экономикам, переживающим падение цен на нефть.

Как отмечает американское информационное агентство S&P Global Platts в материале Countries in Middle East, Central Asia ask IMF for coronavirus financial aid со ссылкой на директора департамента Ближнего Востока и Центральной Азии Джихада Азура, в распоряжении МВФ есть несколько инструментов, чтобы помочь его членам преодолеть кризис и ограничить человеческие и экономические издержки.

”Продолжается ускоренная работа по рассмотрению подобных запросов. В конце текущей недели наш Исполнительный совет рассмотрит запрос Кыргызской Республики о чрезвычайном финансировании, что, вероятно, станет первой подобной выплатой после начала пандемии COVID-19”, – заявил Джихад Азур. МВФ готов мобилизовать кредитный потенциал в размере триллиона долларов, чтобы помочь странам-членам справиться со вспышкой коронавируса и ее экономическими последствиями, сообщила управляющий директор Кристалина Георгиева. Государства по всему миру объявили о мерах стоимостью триллионы долларов, направленные на то, чтобы вывести экономику из кризиса на фоне распространения коронавируса.

На Ближнем Востоке и в Центральной Азии вспышка коронавируса и падение цен на нефть усугубляют и без того хрупкое экономическое положение. ”Ожидается, что потрясения от коронавируса и падения нефтяных цен нанесут серьезный удар по экономической активности в регионе, по крайней мере, в первой половине этого года, что может иметь долгосрочные последствия”, – сказал Азур. Падение цен на нефть ограничит возможности экспортеров, в то время как импортеры вряд ли выиграют от более низких цен из-за их зависимости от богатых энергоресурсами соседей.

”Снижение экспортных поступлений ослабит внешние позиции и сократит доходы, что окажет давление на государственные бюджеты и распространится на остальную экономику, – заявил Азур. – С другой стороны, импортеры нефти, вероятно, пострадают от последствий второй волны, включая снижение притока денежных переводов и спроса на товары и услуги со стороны региона в целом”.

Несколько стран на Ближнем Востоке объявили о пакетах стимулов и других мерах, направленных на смягчение воздействия коронавируса и падения нефтяных цен на их экономику. Многие также снижают процентных ставки, как это сделал ФРС США, особенно в регионе Персидского залива, где большинство стран привязывают свои валюты к доллару США. Только Кувейт привязывает свой динар к корзине валют, в которой также доминирует американский доллар.

Несмотря на необходимые расходы по сдерживанию распространения коронавируса, странам следует ”переориентировать приоритеты доходов и расходов, считает Азур. – Там, где нехватка ликвидности становится серьезной проблемой, центральные банки должны быть готовы предоставить достаточную помощь банкам, особенно тем, которые кредитуют малые и средние предприятия, в то время как регуляторы могут поддержать разумную реструктуризацию проблемных кредитов, не ставя под угрозу классификацию долгов и правила предоставления кредитов”.

Ближний Восток и Центральный регион, скорее всего, столкнутся с ”серьезным падением” роста в этом году на фоне оттока капитала и роста задолженности. ”Резкий всплеск попыток избежать глобального риска и отток капитала в безопасные активы привели к сокращению потоков инвестиций в регион примерно на два миллиарда долларов с середины февраля. В последние недели наблюдается еще более серьезный отток, – рассказал Азур. – Цены на акции упали, а спрэды по облигациям выросли. Такое ужесточение финансовых условий может оказаться серьезной проблемой, учитывая, что в 2020 году объем внешнего суверенного долга региона оценивается в $35 млрд”.