ДНД – 01 октября 2020
Сеймур Мамедов
Несколько дней назад премьер-министр Пакистан Имран Хан выступил на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, затронув широкий круг вопросов, начиная от спора о Кашмире, мира в Афганистане, исламофобии, палестинского вопроса и бедственного положения меньшинств в Индии, пандемии COVID-19, отмывания денег, облегчения долгового бремени в связи с изменением климата. В этой статье мы постараемся затронуть основные тезисы, высказанные премьер-министром Имран Ханом на сессии Генассамблеи ООН.
Премьер-министр Имран Хан, начиная свое выступление, выразил серьезную обеспокоенность в связи с серьезными вызовами, с которыми сталкивается человечество:
«Сегодня основы «мирового порядка» – неприменение силы или угроза ее применения в одностороннем порядке, самоопределение народов, суверенное равенство и территориальная целостность государств, невмешательство в их внутренние дела, международное сотрудничество – все эти идеалы систематически разрушаются. Международные соглашения попираются и откладываются. Возобновление соперничества великих держав ведет к новой гонке вооружений. Конфликты множатся и усиливаются. Военная оккупация и незаконные аннексии подавляют право людей на самоопределение. Человечество подвергается даже большему риску, чем это было до 1-й и 2-й мировых войн в прошлом веке, и это из-за возросшей угрозы ядерной войны, изменения климата и, к сожалению, роста власти авторитарных режимов. Мы должны объединиться, чтобы предотвратить такую катастрофу. Мы считаем, что движущей силой международных отношений должно быть сотрудничество в соответствии с принципами международного права, а не конфронтация и сила».
Имран Хан абсолютно прав, что международные соглашения попираются и откладываются. Правда состоит в том, что система международного права, на которую возлагают многие страны большие надежды на случай возникновения межгосударственных конфликтов, фактически не работает; полностью игнорируются резолюции Совета Безопасности ООН, международные соглашения и законы; гонка вооружений продолжает усиливаться, а вслед за ней на политической карте мира появляются новые очаги напряжённости, вооружённые конфликты разгораются с новой силой. Международное право не в силах остановить все эти перечисленные вызовы. Сегодня, к сожалению, система международных отношений не в состоянии урегулировать территориальные конфликты между Индией и Пакистаном, с одной стороны, между Азербайджаном и Арменией, с другой стороны.
С чувством сожаления хочу отметить, что ООН не имеет единого рецепта в вопросе разрешения территориальных конфликтов. Эта структура настолько ослабла, что ее резолюции не воспринимаются серьезно странами, оккупировавшими территории других стран. Ярким примером тому является оккупация Арменией азербайджанских территорий в 90-х годах и не выполнение ею четырех резолюций Совбеза ООН по Карабаху по сей день. Я вынужден признать, что ООН больше не оправдывает надежды стран, столкнувшихся с угрозой оккупации своих территорий. Эта структура превратилась в «мертвую» организацию, которая не в состоянии обеспечить выполнение своих резолюций. Какой смысл в принятии резолюций, если они не выполняются?
Продолжая свое выступление Имран Хан на 75-ой Генеральной Ассамблеи ООН, заявил, что основной задачей правительства является создание справедливого и равноправного общественного устройства. «Для достижения этой цели нам нужны мир и стабильность», – сказал он. После прихода к власти Имран Хана, произошли коренные изменения в Пакистане, правительство последовательно прилагает усилия для того чтобы улучшить благосостояние своего народа, открывает новые рабочие места, реализуют новые инфраструктурные проекты внутри страны и с другими странами, и все это положительное влияет на экономику страны. Правительство Пакистана больше сфокусировано на разрешении внутренних проблем, проведении экономических реформ и миролюбивой политики в отношении своих соседей (Пакистан активно содействует миру и стабильности в Афганистане), а некоторые силы в США и Индии пытаются представить Пакистан «как источник и рассадник терроризма», хотя мы прекрасно знаем, что это не так.
Касаясь COVİD-19, премьер-министр Пакистан сказал, что блокировка спровоцировала наихудшую рецессию со времен Великой депрессии в прошлом веке.
«Это больше всего ударило по беднейшим странам, а также по бедным во всех странах. В Пакистане мы очень рано осознали, что, если мы введем строгую изоляцию, подобную той, которую установили несколько богатые страны, у нас будет больше людей, умирающих от голода, чем от вируса. Поэтому мы приняли политику «умной изоляции». Сосредоточившись на горячих точках вирусов, мы сразу же открыли наш сельскохозяйственный сектор, а затем последовали его примеру строительный сектор, в котором работало большинство людей», – отметил И.Хан.
Несмотря на то что пандемия нанесла значительный урон экономикам многих стран мира, Пакистан является одной из тех стран, который оказал ей сильное сопротивление и вывел малый бизнес из большого кризиса. Во-первых, правительство Пакистана выделило 8 миллиардов долларов на борьбу с COVİD-19, обеспечило денежными выплатами малообеспеченных семей, выделили субсидии малому бизнесу. Все эти меры помогли стабилизировать экономику страны. Поэтому неудивительно то что Пакистан сегодня входит в число стран, успешно зарекомендовавший себя в борьбе с пандемией. Поскольку вирус еще полностью не побежден, а многие страны переживают период кризиса, было бы целесообразно, чтобы ВМФ, Всемирный банк и прочие крупные финансовые организации продолжили бы оказание кредитной помощи и продлили бы сроки погашения долгов для оздоровления мировой экономики.
Кроме того, премьер-министр Имран Хан выразил свою серьезную обеспокоенностью по поводу изменения климата.
«Беспрецедентные пожары в Австралии, Сибири, Калифорнии, Бразилии; беспрецедентные наводнения в различных частях мира; рекордные температуры даже за Полярным кругом. Это должно вызывать у всех нас беспокойство за наши будущие поколения», – сказал он.
Он призвал к выполнению обязательств, взятых странами в рамках Парижского соглашения. В частности, речь идет об обязательстве касательно ежегодного выделения 100 млрд долларов на борьбу с изменением климата. Исламабад активно участвует в этой борьбе, например, была запущена масштабная программа по посадке 10 миллиардов деревьев в ближайшие три года.
Имран Хан также коснулся исламофобии, он сказал, что разжигается национализм, усиливается глобальная напряженность и порождается расовая и религиозная ненависть и насилие в отношении уязвимых меньшинств в нескольких местах. И, как результат, эти тенденции также усугубили исламофобию.
«Во многих странах мусульмане по-прежнему остаются безнаказанными. Недавние примеры – инциденты в Европе, в том числе переиздание кощунственных зарисовок Чарли Эбдо. Мы подчеркиваем, что умышленные провокации и подстрекательство к ненависти и насилию должны быть повсеместно объявлены вне закона. Эта Ассамблея должна объявить «Международный день борьбы с исламофобией» и создать коалицию для борьбы с этим бедствием – бедствием, которое раскалывает человечество. Сегодня единственная страна в мире, где, к сожалению, государство поддерживает исламофобию, – это Индия. Причина этого – идеология RSS, которая, к сожалению, сегодня правит Индией. Эта экстремистская идеология зародилась в 1920-х годах. Отцы-основатели RSS были вдохновлены нацистами и переняли их концепции расовой чистоты и превосходства»,- отметил он.
Поднятая на сессии Генассамблеи ООН Имраном Ханом тема про исламофобию должна серьезно беспокоить мусульманских стран.
В настоящее время исламофобия растет во всем мире, и эта тенденция не обошла стороной даже мусульманские страны на Балканах. Албания, Косово, Босния и Герцеговина – три основные мусульманские страны на Балканах, в которых сильна антимусульманская риторика. Согласно докладу турецкого аналитического центра, профинансированный Европейским союзом, существует также большой контингент коренных мусульман в Македонии, Сербии и Черногории, которые сталкиваются с повседневными проблемами, исповедуя свою веру. США стали одним из центральных источников финансирования антимусульманских нарративов по всему миру. В отчете за 2019 год «Узурпация ненависти: американская филантропия и сеть исламофобии» было установлено, что 1096 организаций обеспечивают многомиллионное финансирование 39 групп, распространяющих антимусульманские настроения.
Касаясь оккупации Джамму и Кашмир, премьер-министр Имран Хан сказал, что более 72 лет Индия незаконно оккупировала Джамму и Кашмир вопреки воле кашмирского народа и вопиющим образом нарушая резолюции Совета Безопасности и даже свои собственные обязательства перед народом Кашмира.
«5 августа прошлого года Индия незаконно и в одностороннем порядке попыталась изменить статус оккупированных территорий и развернула дополнительные войска, доведя их общую численность до 900 000, чтобы осадить 8 миллионов кашмирцев. Все политические лидеры Кашмира были заключены в тюрьму; около 13 000 кашмирских молодых людей были похищены и тысячи подвергнуты пыткам; был введен полный комендантский час, сопровождавшийся полным отключением связи. Индийские оккупационные силы применили грубую силу, в том числе дробовики, против мирных протестующих; наложили коллективные наказания, включая разрушение целых кварталов, и во внесудебном порядке убили сотни невинных молодых кашмирцев в фальшивых «столкновениях», отказываясь даже передать их тела для захоронения. Кашмирские СМИ и те, кто осмеливается возвысить свой голос, систематически подвергаются преследованиям и запугиванию с использованием драконовских законов. Все это хорошо отражено в отчетах Верховного комиссара ООН по правам человека, сообщениях специальных докладчиков Совета по правам человека, заявлениях правозащитных организаций и организаций гражданского общества», – заявил премьер-министр.
К сожалению, кашмирский конфликт, как и карабахский конфликт, достаточно долгое время находятся в «подвешенном» состоянии. Пакистан и Азербайджан пытаются добиться мирного урегулирования этих конфликтов, но время от времени и в Кашмире, и Карабахе происходят столкновения, грубо нарушаются права кашмирцев, а около 1 млн азербайджанцев не могут вернуться в свои родные дома в Карабахе из-за оккупационной политики Армении. Пока спор Джамму и Кашмира не будет урегулирован на основе международной законности, в Южной Азии не будет прочного мира и стабильности. В любое время кашмирский конфликт может разгореться с новой масштабной силой, которая может перейти в региональную и даже в глобальную войну. Для того чтобы избежать этой катастрофы, Совет Безопасности ООН должен принять превентивные меры и обеспечить выполнение своих собственных резолюций. Пока ООН бездействует, Индия тем временем пытается изменить демографическую структуру Кашмира, чтобы повлиять на исход плебисцита, предусмотренного в резолюциях Совета Безопасности ООН. Неурегулированность кашмирского конфликта вынуждает Пакистан и Индии усиливать гонку вооружений, а это чревато серьезными негативными последствиями региону, который может превратиться в ожесточенное поле боя не столько между Пакистаном и Индией, столько между глобальными игроками, куда могут быть вовлечены Китай, Россия, США и Европа.
Последний вопрос, который Имран Хан затронул на сессии Генассамблеи ООН, касался афганского кризиса. Стремление Пакистана к миру в регионе также проявляется в его усилиях по продвижению политического решения в Афганистане.
«На протяжении последних двух десятилетий я последовательно утверждал, что у конфликта в Афганистане нет военного решения. Единственный путь вперед – это политическое урегулирование, в котором задействованы все политические силы Афганистана. Пакистан полностью содействовал процессу, кульминацией которого стало подписание 29 февраля 2020 года Мирного соглашения между США и Талибаном. Пакистан глубоко удовлетворен тем, что он выполнил свою часть ответственности. Афганские лидеры должны сейчас воспользоваться этой исторической возможностью для достижения примирения и восстановления мира в своей раздираемой войной стране».
Для разрешения афганского кризиса должен быть международный, региональный и внутренний консенсус. Сейчас есть только один выход: необходимо создать всеобъемлющую концепцию под эгидой ООН, в частности, Совбеза. Причем в составлении этой концепции должны участвовать крупные державы, региональные державы, в том числе и Пакистан. Если консенсус будет достигнут, то, конечно, будут созданы все условия для урегулирования. Что касается внутри афганской проблемы, то необходимо создать правительство национального единства, чтобы в нем приняли участие все стороны конфликта. Нужно создать такую структуру власти, чтобы там поместились все афганские группировки.
Так подытоживая выступление премьер-министра Имрана Хан, хочу добавить, что пакистанский премьер открыто выразил свою обеспокоенность за судьбу всего человечества, за судьбу всего мусульманского населения, призвал соблюдать принципы международного права, выступил за многополярный мир, построение равноправного общественного устройства. В выступлениях Имран Хана отчетливо просматривается миролюбивая политика Пакистана, стремление к улучшению благосостояния как пакистанцев, так и всех народов мусульманского мира.